Почему дети воруют деньги у родителей? Детская психология

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

На что уходят деньги

По словам Лейлы Алипбаевой, начальника отдела ювенальной полиции МПС ДВД Алматы, официально подобные случаи регистрируются редко. В среднем 1-2 за год. Хотя возможно, на самом деле их гораздо больше. Просто родители в полицию не обращаются, пытаясь решить проблему своими силами. Чаще всего полицейские узнают о таких фактах, когда ребенок самовольно уходит из дома и родители просят полицейских найти беглеца. Тут и выясняется, что перед уходом он забрал из дома определенную сумму денег.

Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?

  1. Доверительные беседы с ребенком. Беседуя с малышом, важно не только слушать, но и слышать его, уделяя необходимое внимание его проблемам и всему, что его беспокоит. Пусть ребенок почувствует, что он небезразличен своим родителям. Полезно также поделиться с ним и теми переживаниями, которые могли бы посетить и родителя в похожей ситуации, давать ему советы на основе личного опыта. Такое участие в жизни ребенка в будущем сможет удержать его от многих проступков.

    Доверительная беседа с ребенком помогает остановить кражи

  2. Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует. Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.
  3. Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства. И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!
  4. Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то. Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.
  5. Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте. Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.

    Деньги должны храниться в недоступном для детей месте

  6. Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах, принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности. Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.
  7. Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы. Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.
  8. По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

    Детям надо выдавать карманные деньги

  9. Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.

Почему дети воруют?

Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:

  1. Импульсивное стремление заполучить желаемое во что бы то ни стало. Особенно это касается детей младше семи-восьми лет, которым не всегда удается всецело контролировать собственные импульсивные желания. Ребенок увидел привлекательный предмет и взял его, практически не задумываясь о последствиях. Даже если определенные моральные установки у него есть, желание обладать предметом оказывается более сильным, чем страх перед наказанием.
  2. Желание привлечь к себе внимание окружающих при помощи красивой игрушки. Дети довольно быстро замечают, что ребенок с интересной и красочной игрушкой или с вкусной едой моментально привлекает к себе внимание сверстников: все хотят подружиться с ним, пообщаться, потому что появляется возможность получить сладость или поиграть с чудесной игрушкой. Многие дети начинают в этом видеть причинно-следственную связь: если у меня есть интересный предмет, меня будут любить, я получу друзей.

    Родителям и воспитателям важно дать детям другую установку: настоящая крепкая дружба строится иначе, и личностные качества в ней куда важнее, чем игрушки.

  3. Кража ради развлечения, всплеска адреналина. Это в большей степени касается подростков. В подростковом периоде человек активно ищет себя и может делать неправильные моральные выводы. Если подросток свяжется не с той компанией, он может попытаться украсть что-либо. Чаще всего — из-за желания заработать, а иногда — просто для того, чтобы почувствовать азарт, доказать собственную крутость себе и друзьям.
  4. Месть. Ребенок может попытаться отомстить взрослому или другому ребенку, который его обидел, при помощи кражи дорогого предмета. Причем сам предмет его часто не интересует. Дети, крадущие из мести, могут попытаться повредить украденный предмет, чтобы отомстить сильнее (порвать купюры, выпачкать игрушку).
  5. Пробелы в воспитании ребенка. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок получил необходимые моральные установки. Следует объяснить детям разницу между «своим» и «чужим» еще в первые годы жизни и в дальнейшем совершенствовать эти установки. Причем пробелы в воспитании могут возникать у детей из семей разного уровня. В группе риска дети из крайне неблагополучных семей, в которых родители не уделяют никакого внимания воспитанию.

В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать — хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.

Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье. Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.

Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.

Почему дети воруют?

Также чаще воруют и обманывают дети, которым не хватает внимания и любви.

Что делать, если ребенок грызет ногти? Советы психологов помогут вам!

О «похищении» детей одним из родителей

Отец похитил ребенка у матери и увез в Соединенные Штаты Америки, гражданином которых он является. Состав какого преступления содержится в его действиях, с точки зрения законодательства РФ? Как решаются подобные вопросы?

В соответствии с ч.1 ст. 126 Уголовного кодекса РФ, похищение человека-наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (статья 126 часть 2 п. «д» Уголовного кодекса РФ) наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия,-наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Как следует из научно-практического комментария к ст. 126 Уголовного кодекса РФ, непосредственный объект преступления — физическая свобода конкретного потерпевшего (потерпевших). Дополнительным объектом могут выступать безопасность жизни, здоровья потерпевшего, его родственников, отношения собственности и др.

Объективная сторона преступления выражается в совершении действий, в тайном или открытом похищении человека, т.е. в изъятии помимо его воли с места нахождения и перемещении в другое место, определенное похитителем, где он удерживается в неволе. Похищение может осуществляться путем обмана, когда потерпевший сам идет с похитителем в то место, где будет насильственно удерживаться в последующем, не подозревая этого.

Преступление считается оконченным с момента фактического похищения человека.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Субъект указанного преступления — любое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Случаи похищения родителем собственного ребенка у другого родителя или иных лиц, которым ребенок передан в установленном законом порядке на воспитание, а также похищение ребенка близкими родственниками (родными и усыновленными братом, сестрой, дедом, бабкой), если эти действия совершаются в интересах ребенка, в том числе и ложно понятых, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.

Похищение из корыстных побуждений следует отличать от захвата заложника по тем же мотивам (п. «з» ч.2 УК РФ). При захвате виновный заинтересован в широкой огласке своих требований, а при похищении — нет, требование о выкупе предъявляется узкому кругу лиц, в тайне держится место содержания похищенного.

Под иными тяжкими последствиями понимаются, в частности, самоубийство похищенного, тяжкое заболевание, психическое расстройство, причинение по неосторожности тяжкого вреда потерпевшему, крупного имущественного ущерба и т.д.

В соответствии со ст. 24 Семейного кодекса РФ, при расторжении брака супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. В случае, если такое соглашение отсутствует, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

Согласно семейному законодательству к спорам, связанным с воспитанием детей, кроме названных в п.4 ч.1 ГПК относятся, в частности, споры: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п.3 СК РФ; о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав ( СК РФ); об отмене усыновления (п.1 СК РФ).

Другие дела по спорам, возникающим из семейно-правовых отношений и не связанным с воспитанием детей, могут рассматриваться мировым судьей. В частности, к ним, кроме указанных в п.3 ч.1 ГПК дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества, подсудных мировому судье независимо от стоимости подлежащего разделу имущества, относятся дела: о признании брака недействительным ( СК РФ); о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора ( СК РФ); о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей ( СК РФ); о взыскании алиментов на супруга с другого супруга ( СК РФ) и т.д.

Таким образом, все споры между родителями о детях не выходят за рамки гражданского процесса, если в действиях родителей не содержится состава иного преступления (например, причинение вреда здоровью с прямым, косвенным умыслом или по неосторожности, хулиганские действия и т.д. и т.п.).

Подпишитесь на в Подписаться

Что делать родителям? Советы психолога

Дабы предотвратить подобное поведение еще в раннем возрасте, следует придерживаться нескольких обязательных правил:

  • проводить беседы и ролевые игры на тему значимости денег – это позволит ребенку иметь четкое представление о том, как они достаются родителям;
  • давать ребенку деньги на собственные расходы (примерно с 5-6 лет);
  • уделяйте как можно больше внимания воспитанию волевой сферы ребенка и таких качеств как самостоятельность, бережливость;
  • не оставлять сбережения на видных местах;
  • не поощрять любое воровство, выдавая его за ловкость или хитрость;
  • давать возможность дополнительного заработка (помимо карманных денег).

Если воровство уже произошло, не следует вдаваться в панику:

  • поговорите с ребенком наедине о причинах такого поведения;
  • помогите ему справится с проблемами, на решение которых, ребенку понадобились деньги (буллинг, покупка подарка, помощь другому человеку, переживания из-за ситуации дома…);
  • дайте понять, что не сердитесь (даже если эмоции переполняют, не дайте им взять верх), но очень расстроены случившимся, ведь не ожидали такого поведения от своего любимого сына/дочери;
  • если сумма уже потрачена – дайте ребенку возможность исправить ситуацию (отработать средства дополнительными домашними обязанностями или компенсацией суммы за счет вычета из его карманных денег);
  • не называйте ребенка «вором» или похожими словами, это может закрепить «ярлык» и сформировать дальнейшую линию поведения в соответствии с ним;
  • искренне расскажите о своих чувствах, когда обнаружили пропажу тяжело заработанных средств.

Такая тактика поведения, позволит ребенку открыться. Вследствие доверительного и спокойного отношения, у родителей есть большие шансы скорректировать нежелательное поведение ребенка без посторонней помощи.

Причины воровства родительских денег среди подростков

Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.

Предлагаем ознакомиться Что делать если у ребенка появилась сыпь на животе и спине

Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.

Читайте также:  Как начать действовать в отношениях с девушкой (женщиной)