Как развить интеллект. IQ и EQ Часть 1. IQ

В статье приведены качества интеллекта, а также полезные советы, рекомендации и приемы -Как развить интеллект ребенку и взрослому.

Как формируется интеллект

В психологии основной теорией формирования интеллекта считаются стадии, разработанные Пиаже. Создание стадий происходило во время наблюдения за детьми разного возраста. Первые признаки формирования интеллекта появляются у новорожденного после 12 месяцев.

  • Сенсомоторная стадия

    Имеет такие особенности: ребенок начинает осознавать, что предметы существуют даже тогда, когда он на них не смотрит. Впервые в его мышлении возникает цель и стремление ее добиться. Формируются первые убеждения относительно окружающего мира.

  • Вторая стадия

    Подготовительная. Интеллектуальный опыт, накопленный за 7 лет, позволяет сформировать интуитивное мышление. Ребенок уже умеет умственно решать некоторые задачи, но не воплощать их в реальности. 

  • Третий этап

    Стадия конкретных операций. Возрастной период – от 7 до 12 лет. Появляется возможность самому оперировать представлениями об объектах и совершать осознанные действия с ними. 

  • Четвертая ступень

    Этап формальных операций. Наступает после 12 лет. Подросток осваивает абстрактное и формальное мышление. Создает внутреннюю картину внешнего мира. 

Общий уровень интеллекта зависит и от влияния социума. Поэтому теория Пиаже неоднократно критиковалась. Бывает, что у зрелых людей нет абстрактного мышления к какой-то деятельности. Интеллектуальность зависит от качества и количества получаемой информации. Интеллектуальная личность по Гальтону, английскому исследователю и психологу, – это непознаваемая сущность, отражение внутренних представлений на внешний мир.

Интеллект: что это такое

Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:

  • логические;
  • прогностические;
  • аналитические;
  • критические;
  • дедуктивные;
  • способность к концентрации.

Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.

Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.

Понятие «интеллект» и его свойства

Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:

  • Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
  • Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
  • Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
  • Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
  • Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).

Это интересно Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  • Желание узнавать что-то новое (любопытство);
  • Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
  • Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  • Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  • Умение аргументировать (доказательность);
  • Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  • Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте в разделе «Игры на развитие мышления».

Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего упражнения, развивающие интеллект ребенка, предполагают развитие у него мелкой моторики. Любое увлечение ребенка, связанное с лепкой и конструированием, собиранием пазлов, вышиванием и выжиганием, плетением и рисованием, способствует и развитию мелкой моторики, и стимулированию творчества.

Игры, развивающие интеллект ребенка, предполагают развитие его внимания, памяти, восприятия, мышления. Это и задания объединять предметы по общему признаку, и умение находить отличия, и умение запоминать слова и картинки, и многое другое. Такие игры легко найти, и многие из них не требуют специально подготовленных предметов. Главное – сделайте их частью Вашего времяпровождения с ребенком, сделайте действительно увлекательной игрой, а заодно и сами потренируйтесь.

Приобщите малыша к чтению. Читайте ему сами, пересказывайте интересные книги. Многие сложные в понимании вещи можно рассказать просто и интересно. Ребенку необходимо исследовать мир, его пытливый ум хочет получить ответы на сотни «почему». И если у Вас нет этих ответов – не отмахивайтесь, лучше пообещайте прочитать об этом в интересной книжке (или в Интернете), разобраться и рассказать в следующий раз, и обязательно сделайте это. Ваш собственный интеллект от этого только выиграет, авторитет сохранится, а ребенок получит желанное понимание и отличный пример для подражания.

Научите его работать с книгой, выделять главное, пробовать рассуждать и спорить с Вами, отстаивая свою точку зрения.

Головоломки, загадки, игры на внимание, задачки на логику и смекалку – прекрасные помощники, подсказывающие, как развить интеллект у ребенка. Но не слишком загружайте его: задания должны быть подобраны с учетом возраста. И если пока не очень получается – подбодрите малыша, покажите на более простом примере, как это делается. берегите его самооценку, не лишайте веры в свои силы, не давайте падать духом. Пусть малышу захочется в следующий раз взяться за решение, а не избежать унизительного непонимания.

Постарайтесь посещать с ребенком театры и выставки, находите в Интернете интересные познавательные программы и фильмы. Но и поиграть на улице – тоже важная часть познания мира и общения, обмена информацией.

Если Вы заметили интерес ребенка к какому-то занятию, способности к творчеству – поощряйте и помогите развитию, отдав ребенка в секцию или кружок, где для этого созданы наиболее благоприятные условия.

Такие занятия с ребенком не только помогут развить его интеллект, но и укрепят ваше с ним дружеское общение, помогут Вам восполнить собственные пробелы и не отставать: дети довольно быстро схватывают то, что им интересно, и очень скоро не Вы им, а они Вам будут объяснять тонкости в неизвестных Вам областях знаний.

Что это такое

В понятие «социальный интеллект» входят:

способность успешно взаимодействовать с людьми, предсказывать их поведение, распознавать настроение и отношение окружающих к происходящему

способность чувствовать ход ситуации и возможность направлять ход событий в нужное русло

умение видеть себя со стороны

Как и абстрактный интеллект, социальный интеллект тоже имеет свои уровни: низкий, средний и высокий.

Нетрудно догадаться, что высокий уровень социального интеллекта характеризуется тем, что его обладатель в прямом смысле слова является хозяином своей жизни, лидером, который способен вести за собой группу людей, меняя их мысли и даже убеждения. Как правило, у человека с развитым социальным интеллектом можно выявить и способность к эмпатии. Эти два понятия параллельны и дополняют друг друга.

Люди с низким уровнем социального интеллекта чаще думают стереотипно, не способны адаптироваться под изменения в жизни, часто вешают ярлыки на людей, не меняют своих убеждений. В то же время, действуют стихийно, поддаются воздействию со стороны, например, рекламе. В целом такие люди не обладают возможностью мыслить критично.

Вышеперечисленные описания очень предсказуемы и полярны. В жизни, конечно, не всё так однозначно.

Понаблюдайте за собой, за коллегами, за друзьями… Наверняка хотя бы раз у каждого были свои промахи при взаимодействии с людьми. Например, неуместная шутка и т.д. И здесь важно отлавливать эти неудачи в ситуациях, анализировать, где конкретно можно было бы поступить иначе, как по-другому выразить свою мысль. Только потом, исходя из опыта, стараться применять новые «правильные» приёмы в будущем, формируя привычку.

Личностный интеллект

Упражнения для развития личностного интеллекта.

1. Внутренние враги

Это ваш внутренний голос, который нашептывает вам негативные оценки себя («это глупо», «я уже стар», «у меня не получится» и т. д.). Можно и нужно дополнить этот список своими личными «негативизмами». Осознайте, что они вам мешают и уберите их из своей головы.

2. Зачистка

Это уничтожение «внутренних врагов» при помощи осознания, анализа и действия. Поиграйте: похныкайте и понойте вслух, посмейтесь над этим. Можно это делать в компании, соревнуясь, у кого хуже.

Отделив себя от своих негативных мыслей, вы готовы к конструктивным действиям по их преодолению. Решите, каким способом вы это сделаете, запланируйте ежедневные действия и приступайте к выполнению.

3. Время для себя

Найдите время для себя (в идеале 1-2 дня), когда вы будете делать только то, что хочется и проведете его там, где вам хорошо. Запланируйте заранее: когда, где и сколько времени вы сможете уделить себе. Обязательно оставьте время на игру или творчество. Размышляйте над своими ценностями, целями и результатами.

4. Доработка

Вспомните о своих ошибках. Что теперь, исходя из опыта, вы бы сделали иначе? Какие уроки на будущее смогли бы извлечь из этих неудач? Запишите урок. Мысленно или письменно поблагодарите свой опыт и переходите к следующей ситуации.

5. Открой себя заново

Создайте образ идеального себя, профессионала в выбранной вами сфере. Определите качества и навыки, которыми хотели бы обладать и меры по их выработке (курсы, консультации, изменение манеры поведения, диета, лечение, психотерапия, спорт, фитнес и т. д.). Составьте список необходимых вам качеств, запишите его и то, как вы будете их приобретать, и приступайте к реализации.

6. Амнезия

Хороший способ ускорить свои достижения — избавиться от всех обид на кого бы то ни было. Чувство обиды связывает и блокирует энергию, необходимую для работы.

Представьте, что у вас амнезия, и вы забыли все свои травмы. Найдите время и напишите письма своим обидчикам. Выскажите им все наболевшее, и простите их в письме. Эти письма надо писать не спеша, по одному. Потом отправить, сжечь или отложить до лучших времен.

Может быть, позвонить адресату. Решать вам. Действие и результат запишите. Повторяйте до тех пор, пока не закончатся ваши обиды. Потом сравните свои ощущения до и после выполнения этого упражнения.

7. Запомни клиента

Запоминать можно не только клиентов, но и других людей, с которыми вы контактируете по роду своей деятельности. В течение недели сознательно старайтесь запоминать новых людей, с которыми сталкиваетесь лично или говорите по телефону. Вечером записывайте максимум информации о каждом, как можно подробнее.

8. Круг общения

Нарисуйте 4 концентрических окружности. Во внутреннем круге запишите свое имя. В прилегающем к нему — всех своих близких друзей и родных (к кому вы обратитесь за помощью в трудную минуту).

В следующем круге запишите имена знакомых и приятелей, с кем вы регулярно видитесь, но они не являются близкими друзьями. Во внешнем кольце запишите имена тех, кого вы видите изредка или случайно. Подумайте, как вы можете с ними связаться.

9. Достижения

Составьте список своих реальных достижений, которыми вы можете по праву гордиться. Какие качества или черты характера вы при этом проявили? Запишите. Время от времени перечитывайте.

10. Фактор перемен

Вспомните все радикальные перемены, которые произошли с вами в жизни и их предполагаемые негативные последствия. Какие из них произошли на самом деле? Сделайте выводы. Запишите.

Самое главное на пути к успеху в чем бы то ни было — начать действовать уже сегодня. Выберите упражнение, сделайте его и поделитесь своим результатом в комментариях. Это и будет вашей заявкой на успех. Удачи!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Алла Росоловская

Утрата шестого чувства

Многие говорят о неизбежности прогресса, рассуждают о гибкости и умении адаптироваться. Но что стоит за этой адаптацией? Тысячелетиями человек нуждался в тактильных ощущениях. Может ли младенец чувствовать себя в безопасности без прикосновений матери? Достаточно ли человеческого тепла передается через экран? Что будет, если мы навсегда уйдем в добровольную изоляцию, онлайн мир, где нет ощущений от травы, ветра, разнообразия движений, настоящих объятий?

Человек с очень низким KQ просто не сможет жить самостоятельно. Он не в состоянии объективно оценить чувство голода, понять, в чем именно нуждается его организм. Травмы и хронические болезни для такого человека в порядке вещей, он не может адекватно оценивать обстановку вокруг, собственные физические возможности, банально не знает и не ощущает пропорции собственного тела.

Чтобы двигаться грациозно, не быть «слоном в посудной лавке», нужно уметь управлять телом, движениями. А управлять можно только тем, что мы хорошо чувствуем. Важно вовремя почувствовать дискомфорт, еще до тех пор, пока неприятные ощущения не превратятся в боль.

Если сигналы организма постоянно игнорируются, то и лечение порой назначается слишком поздно. Высокий KQ дает возможность считывать сигналы на максимально ранних сроках задолго до необратимых последствий, избегать травм и сохранять здоровье на долгие годы.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

Как развить и повысить уровень интеллекта

Все начинается с детства. Именно родители видят начало развития своего ребенка. И если целенаправленно развивать изначальную предрасположенность к чему-либо и таланты, развитие будет правильным и устойчивым. В дальнейшем все зависит от самого человека. Если он хочет развивать свой интеллект, то по максимуму будет делать упор на знания и развивать навыки. В отсутствия развития ума, происходит деградация личности (процесс ухудшения) – то есть человек возвращается, образно говоря, на первый этап эволюционного развития.

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего надо общаться с ребёнком, даже когда он совсем маленький. Говорите с малышом, и вы заметите, как внимательно он вас слушает.

Не пресекайте его любознательность, но и следите за безопасностью. Играйте вместе, показывайте и объясняйте всё — от родителей дети узнают, как надо правильно действовать.

Только не торопитесь опередить нормы развития, даже если малыш очень талантлив. Многие из нас пытаются реализовать свои амбиции, «вылепливая» из ребёнка вундеркинда.

Наша задача — обеспечить детям нормальное счастливое детство. Не ограничивайте его узкими рамками.

Заложенная природой любознательность обязательно принесёт плоды, и ребёнок овладеет всеми интеллектуальными умениями — различать предметы по признакам, обобщать и выделять, видеть логические связи, пересказывать сказки, строить аналогии.

Для правильного развития ребенка очень важны отношения в семье

Читайте также:  Как и где найти вдохновение: примеры, идеи, источники