Как и для чего развивать левую руку правше?

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Левша ли ребенок?

В семьях, в детских садах иногда встречаешь малышей, у которых проявляется склонность к предпочтительному пользованию левой рукой. Ею они заводят игрушку, кормят куклу, берут отдельные вещи, рисуют, кушают и т. д. Во время игры, движений левая рука у них бывает более активной. Возникает вопрос: Левша ли ребенок?

У большинства детей такая склонность вначале имеет нестойкий характер. Так, во время еды ребенок может взять ложку в левую руку, но после замечания он перекладывает ее и продолжает есть уже правой рукой. Это вовсе не означает, что ребенок левша.

В раннем возрасте леворукость ребенка – явление непостоянное и формируемое!

В раннем возрасте на пользование той или другой рукой влияет самое положение предмета. Когда ложка лежит слева, ребенок берет ее левой, рукой. Но если ложка лежит справа, то дети едят правой рукой. Лишь в отдельных случаях у ребенка уже в раннем возрасте проявляется устойчивая склонность к леворукости.

Как быть с такими детьми? Развивать ли им правую руку или предоставить им возможность пользоваться лишь левой рукой?

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах и пример самого ученого (в детстве он был левшой) показывают, что у детей, склонных к леворукости, можно выработать умение успешно действовать и правой рукой. Это важно, так как управление многими орудиями производства и машинами требует хорошего развития правой руки. Того же требуют некоторые предметы повседневного употребления, удобное положение за столом и т. д.

Особенности ребенка левши

Мозг состоит из двух полушарий. Каждое выполняет определенную функцию.  Правое полушарие правши работает с образами, а левое – размещает языковые центры и центры распознавание знаков (алфавит, математические, дорожные знаки и т.д.).

В левши полушария полностью поменялись функциями: правое отвечает за речь, левое – образное мышление.

Все эти особенности и преимущества формируются к 5-7 годам. К этому времени ведущая рука может меняться.

Особенности ребенка левши

И правши, и левши живут относительно комфортно, они без особых усилий  овладевают навыками общения, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивать писать правой рукой.

Но кроме лево- и праворуких людей, около 50% населения характеризуются так называемой “мозаичной”, или скрытой, леворукостью. Такого левшу могут начать переучивать “не специально”.

Кроме того, скрытая леворукость часто связана с травмами, полученными во время родов. Поэтому, в таких детей могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. В 5-6 лет детям нужна помощь хорошего логопеда – перед тем, как они начнут посещать школу.

Тест «левша или правша»:

1. Были ли у вас в роду левши или «амбидексты» (двурукие).

2. Определяющие позы. Попросите ребенка принять следующие положения:

—  Скрестить пальцы рук. Какой палец оказался сверху?

— Встать в позу Наполеона (скрещенные руки на груди). Какая рука сверху?

— Как ребенок аплодирует ( какая рука «аплодирующая», какая пассивная?)

— С какой стороны носит пробор на голове?

3. Какую руку пользует ребенок в следующих бытовых навыках:

— держит ручку, карандаш, чашку, ложку

— держит ножницы

— подметает пол, копает

— чистит зубы

— причесывается

— открывает дверь

— забивает гвозди, закручивает болт, пилит (для мальчиков)

— режет овощи, включает плиту, моет посуду (для девочек)

Если вы убедились в том, что ваш ребенок — левша:

1. Не переучивайте. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Такой ребенок будет испытывать трудности в обучении, что может привести к негативизму, отстранению, уходу из школы.

2. Убедите ребенка в том, что леворукость — это особенность, а не недостаток. Большинство его одноклассников правши. Но сейчас лобируются множество приспособлений для левшей. Прописи, ручки и карандаши, учебные пособия и прописи  для  левшей. В больших городах уже есть целые магазины для левшей.

3. Правильно организуйте рабочее место ребенка-левши

свет должен падать справа или спереди, чтобы ребенок не закрывал его рукой

в школе левша должен сидеть на соответствующей стороне парты, чтобы локоть чуть-чуть выходил за край. Тогда он не помешает соседу и сам не будет испытывать дискомфорта

 тетрадь на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.

Для чего развивать?

Вам будет интересно:Правописание слова "наоборот". Примеры употребления

Реклама

Чтобы понять основную роль левой руки, придется вспомнить о том, что она связана с правым полушарием головного мозга. Именно оно отвечает за эмоции, творчество, эстетику и образное мышление. С возрастом суммирование интуитивного опыта не может состояться в связи с отсутствием развития правого полушария из-за бездействия левой руки. Развивает полушарие только та рука, которая постоянно работает. Чтобы развитие прошло легко и с удовольствием, обратите внимание на некоторые из проверенных методов.

Переучивать ли ребенка-левшу?

Раньше вопрос, переучивать ли ребенка-левшу, в нашей стране не стоял. До 1986 года учитель даже обязан был это делать и давал соответствующие советы родителям. Сейчас такого требования нет, и детям в школе разрешено учиться писать левой рукой. Причина, по которой есть смысл переучивать левшу, существует лишь одна: удобство. Ребенку-левше трудно будет адаптироваться к миру праворуких, считают некоторые родители, а чаще бабушки и дедушки, старательно «ломая» малыша. Однако родителям ребенка левши, решая, переучивать ли его, следует знать: для левшей выпускается все больше подходящих предметов.

Интернет-магазины в широком ассортименте предлагают канцелярские принадлежности, созданные специально для леворуких (точилки, в которых лезвие стоит другой стороной, линейки, отсчет на которой идет справа налево, специальные ножницы и так далее), «зеркальные» кухонные приборы (ножи с другой заточкой, штопоры, овощечистки и так далее), компьютерные мышки клавиатуры с удобным для леворуких расположением клавиш и даже часы с ходом против часовой стрелки. Причем многие из этих предметов (канцелярские принадлежности, прописи и так далее) стоят не дороже обыкновенных. Намного дороже «леворукие» клавиатуры и мышки, но при желании и обыкновенные можно настроить так, что они будут удобны для тех, у кого ведущей является левая рука. Минусов же у переучивания леворуких детей гораздо больше:

Переучивать ли ребенка-левшу?
  • даже научившись все делать правой рукой, левша все равно останется левшой;
  • переучивание может вызвать психологические проблемы и нервные расстройства, ведь произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в точнейшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов;
  • когда взрослые заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, из-за чего формируется комплекс неудачника.

Так что главная задача родителей ребенка-левши не переделать его, а помочь адаптироваться к праворукому миру, создав для него максимально удобные условия для жизни и развития.

Причины леворукости

Люди, у которых доминирует левая верхняя конечность, составляют приблизительно 10% всего населения нашей планеты. Но на сегодняшний день все еще достоверно неизвестно, в чем причина данного явления.

Причины леворукости

Ученые смогли выделить три основных фактора, которые, по их мнению, играют важную роль в становлении леворукости:

  • наследственная предрасположенность;
  • компенсаторная латеральность — возникает вследствие родовой травмы левого полушария головного мозга;
  • вынужденная леворукость — развивается при невозможности использовать правую верхнюю конечность.

Мой ребёнок — левша! Как вести себя с «леворуким» ребёнком

Статистика утверждает, что левшей по всему миру — около 20%. Если раньше данные были недостоверными, потому что левшей повально «переучивали», то сейчас отношение к ним стало гораздо спокойнее. И мир, изначально заточенный под правшей, стал намного удобнее для этих 20%.

Давайте разберёмся, что делать, если ваш ребёнок — левша.

Пункт первый. Действительно ли ваш ребёнок — левша?

Следует различать термины «левша» и «леворукий». Если «леворукость» подразумевает лишь то, что человек охотнее пользуется левой половиной тела, но по необходимости легко переучивается, то у левшей левая сторона тела — ведущая и главная. Поэтому научить левшей пользоваться правой рукой, по сути, невозможно. Левша встаёт с левой ноги, держит телефон у левого уха и даже в подзорную трубу предпочитает смотреть левым глазом.

Отдельно выделяются амбидекстеры — это те люди, которые спокойно «переключаются» с одной стороны на другую без какого-либо дискомфорта.

Иными словами, если вы заметили, что ваш трёхлетний ребёнок предпочитает брать кубики левой рукой, не стоит сразу называть его левшой. Окончательное становление происходит годам к 7–8, а до тех пор можно только строить гипотезы. Например, в своей книге «Эти невероятные левши» Анна Семенович отмечает, что среди годовалых детей соотношение правшей и левшей — 52% к 47%, среди двухлетних — 70% к 29%, а среди семилеток — уже 80% к 20%.

Понять, какая рука у вашего ребёнка ведущая, довольно просто: достаточно за ним понаблюдать. Но есть и специальные тесты. Среди них, к примеру, тест Озьянс, который состоит из 20-ти заданий: разрезать ножницами бумагу, разложить карточки, открыть бутылку и т. д. Калейдоскоп поможет определить «ведущий» глаз, просьба подняться со стула — ногу. Можно предложить малышу поговорить по телефону или прислонить к уху морскую ракушку.

Пункт второй. Принять малыша таким, какой он есть

Ни в коем случае не пытайтесь переучить ребёнка! Все советские методы, включающие в себя удары указкой по пальцам и привязывание руки, — бессмысленное и беспощадное издевательство. Левшей давно уже перестали переучивать, поэтому их количество по всему миру заметно возросло.

Мой ребёнок — левша! Как вести себя с «леворуким» ребёнком

Помните, что левша — не значит «больной» или «ненормальный». Это вариант нормы.

Читайте также:  Как одеваться высоким девушкам, 15 фантастических советов

В целом, переучивание не только бесполезно, но и вредно, потому что ломает малышу психику, делает его раздражительнее, капризнее и нервознее, что может вылиться в энурез, заикание и расстройства сна. Это подтверждает статистика: она показала, что каждый третий заика — это переученный левша.

Пункт третий. Помогите своему маленькому левше

Купите ребёнку канцтовары для левшей. Согласно опросам, сильнее всего левши страдали в детстве из-за отсутствия подходящих ручек, ножниц, карандашей и кистей. В крупных городах купить всё для левшей можно в любом супермаркете офисных товаров, в крайнем случае — заказать в через интернет-магазине с доставкой на дом.

Убедитесь, что к нему отнесутся с пониманием. Обязательно говорите об особенностях ребёнка воспитателям, учителям и педагогам дополнительного образования, чтобы они по старой советской привычке не попытались его переучить. Проследите, чтобы ребёнка сажали слева от соседа, а источник света стоял с правой стороны.

Защититесь от «зеркального» письма. По словам психологов, в период с 3-х до 7-ми лет ребёнок может начать писать «зеркально». Чтобы этого не случилось, купите малышу специальные прописи для левшей. И наберитесь терпения — помните, что ребёнок совершает ошибки ненамеренно.

Занимайтесь. Левше полезны упражнения, развивающие обе стороны: игра на фортепиано, велосипедный спорт, танцы, плавание и гимнастика. Развлеките ребёнка занятиями, тренирующими мелкую моторику: вышивание, сборка пазлов, лепка, нанизывание бусин, рисунки по номерам.

Не торопитесь! И не торопите ребёнка. Левши не такие многозадачные, как правши, им сложнее «переключиться» с одного занятия на другое. Нередко у них встречаются проблемы с письмом и речью. Однако терпение, упорство и доброта помогут малышу преодолеть любые трудности.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.

Врачи рекомендуют не переучивать левшей, а развивать их интуицию

Что там, в правом полушарии?

Читайте также:  Как себя сдерживать, чтобы не нервничать и не психовать

Руководитель психиатрической группы НИИ нейрохирургии имени Бурденко Сергей Ураков сообщил РИА Новости, что, по различным данным, среди населения встречается 7-17% левшей. «Мнение, что в последнее время левшей становится больше, на мой взгляд, можно объяснить тем, что к левшам просто возрос интерес, меньше детей-левшей переучивают в детстве», — сказал Ураков.

Врач пояснил, что до конца причины возникновения леворукости у человека не изучены.

Ученые и медики склонны считать, что левши появляются на свет из-за нарушений внутриутробного развития головного мозга, особенностей родов, органической патологии мозга.

«Достоверно — чаще (в 70-75%) левши рождаются в семьях леворуких родителей. Высокий процент рождения левши одного из двойни», — сообщил врач.

Ураков пояснил, что главное отличие левшей от правшей в том, что в повседневной жизни у них больше задействовано правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие головного мозга «отвечает» за речь (обработка вербальной информации, счет, чтение, анализ), а правое — за образное, зрительно-пространственное, чувственное восприятие, интуицию.

«У правшей доминантно левое, у левшей — правое полушарие. Отсюда и вытекает, что среди левшей много людей творческих профессий (художники, композиторы, музыканты, поэты и т.д.)», — сказал врач.

По его словам, достаточно много левшей среди экстрасенсов.

Левшам легко дается зеркальное письмо, чтение слов в обратном порядке. Кроме того, у леворуких людей развито чувственное восприятие мира, лучше интуиция, бывают феномены предвосхищения событий, вещие сны. «Чаще чем в здоровой популяции левши встречаются среди больных эпилепсией, шизофренией, олигофренией, среди лиц с сексуальными отклонениями», — заметил Ураков.

Переученный экстрасенс

Ураков отметил, что переучивать леворуких детей ни в коем случае не стоит. «Правым» воспитанием можно лишь скрыть некоторые признаки левшества, но основные бытовые движения человек все равно будет выполнять левой рукой.

«Переучивание левшей может привести к различным нарушениям: невроз, заикание, тики, задержка развития, весь окружающий мир и так создан для праворуких, что для них уже некомфортно, а тут еще писать неудобной рукой», — считает врач.

По его словам, лучше развивать ребенка через ведущую руку в письме, рисовании, или через ведущую ногу, например, в футболе.

советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская