Единственный ребенок в семье: плюсы и минусы

Под понятием психологический климат в семье также могут применяться и другие варианты: психологическая атмосфера, эмоциональный или социально-психологический климат. По сути же – это все разные названия с единым смыслом, предопределяющим степень благонадежности отношений в отдельной ячейке общества. Из этого исходит главная классификация психологического климата, который может быть благоприятным или же, напротив, неблагоприятным.

Разбираемся с иерархией

Даже если дом достаточно большой и места всем хватает, вопрос, кто в доме хозяин, должен быть решен однозначно. Если в старину этот вопрос решался традиционно — хозяином и хозяйкой являлась старшая пара в доме, то сейчас нет четкой устоявшейся культурной нормы. Например, свекровь может считать себя хозяйкой потому, что она старшая и это ее дом, а невестка — потому что занимает большее пространство, растит детей и ее муж обеспечивает всю семью. При этом между ними существуют явные или скрытые недовольство и борьба, а попробовать договориться они даже не пытаются. Неустойчивая иерархия создает много напряжения и тревоги в семейном гнезде и постоянные попытки либо захватить больше власти, либо вовсе устраниться из участия в семейных делах.

Власть в семье — наличие в семье силы, с помощью которой кто-то может на кого-то эффективно повлиять. Определенность с властью в семье — один из важнейших моментов налаженных отношений в семье, основа прочности семьи. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы и личной свободы, сколько ему нужно, и имеет столько ответственности, сколько способен нести. Влиять в одиночку на эту систему довольно сложно, но если вы чувствуете себя не на своем месте, то стоит попытаться заявить об этом на семейном совете или каким-либо другим способом повлиять на ситуацию.

Проблемы семейного общения

Мешает эффективному общению в семье и самоутверждение за счет другого. Каждый человек в той или иной степени испытывает потребность в самоутверждении, признании ее значимости.

Если такая потребность не реализуется во внешнем окружении, то, как правило, человек пытается самоутвердиться в семье: муж за счет жены (и наоборот), родители за счет ребенка, самого доступного для этого и беззащитного объекта, который всегда «под рукой».

Много деструктивного привносят в семью и манипуляции и манипулирования. В своем учебном пособии по психологии общения И. М. Цимбалюк приводит такой пример:

« семья: мама, дочь, внучка. Личная жизнь дочери после развода с мужем никак не складывается.

Каждого потенциального претендента на ее руку и сердце мать встречает с нескрываемой неприязнью и враждебностью.

Если дочь собирается пойти в кино или театр, мать начинает жаловаться на свое здоровье, демонстративно пьет сердечные капли, приговаривая, что все ее покидают, что она никому не нужна.

Втайне от дочери ведет разговор с внучкой о том, как им хорошо втроем и как им не нужны мужчины. Девочка врагом смотрит на любого мужчину, который появляется у мамы, вызывающе себя ведет.

А бабушка потом заботливо замечает дочери, что у внучки совсем плохие нервы, не надо ее волновать.

Причина такого поведения — нежелание делить внимание и заботу дочери с другим человеком. К этому времени мать была в центре семьи, ее требования выслушиваются и выполняются неукоснительно.

Читайте также:  Лиз бурбо гастрит. Гастрит: психосоматика и теория Луизы Хей

А как сложатся отношения с новым зятем — неизвестно, поэтому лучше устранить саму вероятность второго брака дочери».

Следует подчеркнуть: сама мать может и не осознавать, что ее поведение носит манипулятивный характер.

Роль в воспитании детей

Семейные традиции — это определение, которое невозможно представить без детей. И это неудивительно, ведь они играют важнейшую роль в формировании их личности и модели построения отношений со своей второй половинкой в будущем. Достаточно сложно привить им устои, которые выполняет взрослый человек. Однако их нередко сравнивают с «губками», так как дети отлично впитывают слова и поведение родителей. Они воспринимают этот мир так, как это делают взрослые. Поэтому, привитие ценностей в семье с ранних лет поможет малышу понять важность близких людей, а также определит их место в системе жизненных ценностей.

Живое общение

Один журналист меня спросил: «Есть ли вероятность, что благодаря социальным сетям и Интернету живое общение вообще пропадёт из жизни людей, что люди разучатся общаться?

Есть ли вероятность, что настанет пора полного дистанционного обучения, и людям вообще не будет нужды общаться в живую?».

На мой взгляд, это маловероятно. Потому что именно живое общение дает нам живые эмоции. Человек существо социальное, и вряд ли кто-то захочет общаться с ботом.

Еще каких-то 25 лет назад в мире был дефицит информации, мы получали ее из книг, журналов, радио и телевидения. А потом Интернет стал общедоступным, люди погрузились в пучины многообразия и доступности информации и долгие годы «наедались» ею до отвала.

Сейчас у нас переизбыток информации, а время, как известно, ресурс ограниченный — и вот уже мы берем что-то выборочно, не все подряд, а только то, что цепляет нас. То, что написано интересно и живо.

Люди хотят эмоций. Сейчас в какие новости ни зайди, везде увидишь что-то про Бузову. Интернет-сообщество разделилось на тех, кто ее терпеть не может, и тех, кто ее обожает, а равнодушных единицы.

Мне как психологу стало интересно, в чем секрет такой популярности, ведь есть и красивее, и моложе, и талантливее, и с более богатыми спонсорами, а ее популярность растет как на дрожжах. Я заглянул в ее Инстаграм и понял: она дает живое общение своим подписчикам, она с ними говорит, ведет дискуссии, советуется, как с подружками. В общем, это не просто фотографии, как у большинства пользователей, а настоящее общение через видеоистории, где она смеется, плачет и что-то эмоционально и искренне рассказывает.

В чем отличие общения в реале от виртуальной переписки?

Как известно, мы почти 90% информации получаем невербально, это:

  • мимика,
  • жесты,
  • интонации,
  • высота и громкость голоса,
  • поза, расстояние от собеседника,
  • взгляд,
  • прикосновение.

Всего этого нет при виртуальном общении, там только написанные слова и смайлики, которые иной раз не знаешь, как трактовать: то ли человек мило улыбнулся, то ли саркастически смеется над тобой.

В таком общении остается много недосказанности. Теряется полный смысл сообщения. И совсем другое дело, когда вы можете вложить в сообщение свою улыбку, взгляд, мимику.

Хорошо, что сейчас есть для этого возможность видеообщения. Но опять же нельзя виртуально прикоснуться к человеку, почувствовать его запах и вкус поцелуя. А это уже привилегия реального живого общения.

Япония славится своей любовью к роботам. И сейчас проводятся множественные испытания, чтобы заменить кассиров, администраторов гостиниц и другой обслуживающий персонал роботами. Но, к сожалению, приходят к выводу — хоть это и экономически выгодно, но в дорогих гостиницах люди все же предпочитают, чтобы их встречали живые люди.

Читайте также:  Как перестать быть жертвой в отношениях?

Также недавно много обсуждался онлайн психолог, созданный на основе искусственного интеллекта. Это любопытно, интересно, но все же живой психолог предпочтительней.

А потому мы приходим к выводу, что живое общение будет цениться всегда. Возможно, с развитием IT технологий его будет становиться все меньше и меньше, но тем выше оно и будет цениться.

Роль педагогов в социализации детей дошкольного возраста

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют малышей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Комментарий Юрия Филёва, Монтессори-педагога:

— Я считаю, что социализация ребёнка в детском саду Монтессори проводится не взрослыми. Этот процесс полностью ложится на окружение, а педагоги могут только создать благоприятные условия. Новый ребёнок чётко прислушивается и присматривается к отношениям, уже сложившимся внутри группы. Однако модель отношений задаёт взрослый, и ему нужно просто общаться с ребёнком как с самодостаточной личностью (каковой он всегда и является). Если взрослый уверен в стабильности ребёнка, тот именно таким и будет.

Дети в нашей школе не отнимают у других предметы. У них просто нет такой модели поведения. Иногда случается другой момент: новенький боится, что у него могут что-то отнять, и заранее пытается обороняться, прикрывая руками свой материал. Тут достаточно сказать несколько поддерживающих слов, и через неделю этот вопрос решится сам.

Что бы я сделал, если бы при мне один ученик отнял что-то у другого? Я бы опустился на уровень ребёнка, наладил зрительный контакт «глаза в глаза» (это необходимо, чтобы быть услышанным и понятым) и сказал примерно следующие слова: «Ты хочешь с этим работать? Я слышу и понимаю тебя. Ты обязательно сможешь это сделать, когда Петя закончит. Он работает столько, сколько считает нужным, но когда ты будешь работать, я тоже никому не позволю тебе мешать. Ты можешь посмотреть, как работает Петя, или выбрать другой материал. Пойдём посмотрим, чем ты можешь сейчас заняться».

Основные причины соперничества между братьями и сестрами

1. Отсутствие нормального воспитания

Когда в доме нет нормального воспитания, дети ведут себя так, как им того хочется. Они не убирают за собой, между ними часто возникают конфликты, и они ведут себя очень плохо.

2. Семейные проблемы родителей

Соперничество и конфликты между братьями и сестрами обычно отражают серьезные семейные проблемы. Дети часто копируют слова родителей, их действия и поведение.

3. Недостаток внимания

Основные причины соперничества между братьями и сестрами

Когда папы и мамы не проявляют достаточно внимания своим детям, то те стараются всеми возможными способами привлечь к себе это внимание. Они специально становятся плохими детьми, у которых всегда есть проблемы.

4. Не решение проблем

Проблемы детей должны быть решены, чтобы они не становились источником конфликтов. А если этого не делать, то дитя чувствует себя проигнорированным, что он не важен, и на него не обращают внимания.

5. Неравная забота

Когда одному ребенку дают намного больше, чем другому, то он чувствует, что им пренебрегают, о нем не заботятся и просто не любят.

Роль психологического климата в воспитании ребенка

От атмосферы внутри семьи, отношений между родителями напрямую зависит развитие маленького человека и его становление как личности. Все проблемы и факторы риска будут автоматически проецироваться в его взрослую жизнь и обязательно повторятся более глубокими конфликтами в его собственной семье. В первую очередь, нужно помнить и осознавать, что ничто так не воспитывает, как личный пример. Вы можете часами читать лекции ребенку о вежливости, но при этом не перестанете хамить бабушке или жене, — поверьте, ваш ребенок запомнит именно негативный пример. Поэтому зрелые личности ответственно относятся к вопросу воспитания подрастающего поколения и начинают этот процесс из самосовершенствования. Они готовы заново постигать жизненные истины и заучивать правильные догмы отношений в семье, лишь бы ребенок впитывал их в себя как губка и получал шанс в будущем стать успешным и уверенным в себе членом общества.

    Что нужно делать для нормального воспитания ребенка:
  • хвалить его за успехи и заслуги, повышая его самооценку, уверенность в себе и способствуя его будущим достижениям;
  • показывать пример доверительных отношений, воспитывая в малыше уважение к окружающим и ответственность за проявленное доверие;
  • постоянно верить в силы своего ребенка, поддерживать его в планах и начинаниях, давая квалифицированные советы и мягко подсказывая оптимальные варианты;
  • стараться быть рядом в трудных для ребенка ситуациях, научившись видеть мир и отношения его глазами, даря поддержку и уверенность в том, что на вашу помощь и внимание он может рассчитывать при любых обстоятельствах;
  • не акцентировать внимание на недостатках ребенка, помогая ему осознать, что все люди разные и нужно уметь их принимать такими, какие они есть;
  • быть честными и справедливыми даже в мелочах, тогда эти качества будут и в вашем наследнике;
  • окружать его любовью и доброжелательностью, пусть он видит позитив в мире, начиная с родительской семьи и перенося эту модель в будущем в свою собственную семью.
Читайте также:  Акрофобия (страх высоты) – что это такое, польза и вред

Воспитывая так ребенка, вы сможете быть уверенными не только в его счастливом детстве и комфорте в кругу семьи. Он с полученными знаниями, привычками и чертами характера сможет выстроить правильные взаимоотношения в любом коллективе, будет ставить правильные цели и точно создаст семью, где будут царить гармония и взаимопонимание. Если же ребенок не дополучит внимания и любви в семье с детства, то нужно серьезно обеспокоиться о его душевном, эмоциональном и психологическом здоровье. При этом строго нужно избегать такого отношения к нему:

  • чрезмерной неконструктивной критики, которая пустит ростки ненависти к близким, а потом и ко всем окружающим людям;
  • выговоров и упреков при малейшем поводе, заставляя его постоянно ощущать чувство вины и собственного несовершенства;
  • подавать пример громких скандалов и ссор в кругу семьи, которые учат агрессии и неадекватной реакции на жизненные обстоятельства;
  • насмехаться над неудачами и корить за проигрыши – это приведет к замкнутости ребенка и заставит усомниться в своих силах и возможностях.

ВАЖНО! Особенное внимание психологическому климату нужно придавать в семье, где растет ребенок с отклонениями в развитии. Их реакция на окружающий негатив более яркая и глубокая, и может быть опасна для здоровья и жизни. И напротив, теплые отношения и участливое внимание помогает таким малышам лучше развиваться.

Виртуальный мир

— Привет.

— Привет.

— Как твои дела?

Собеседник ничего на это не ответил, он молча развернулся и ушел. Немая сцена. Именно так выглядит молчание в Сети.

Также не стоит пересылать другу веселые и смешные картинки. Никогда. Быть может это очень забавно и интересно, но вдруг человек занят или просто не в настроении. Ему придется сделать усилие над собой, чтобы ответить на это бессмысленное сообщение.

В современном мире в моде привычка, которую нужно искоренить в себе, – отвечать сокращениями. Например, «спс» вместо «спасибо», «пжл» вместо «пожалуйста». Русский язык красив и богат. Гораздо приятнее общаться с человеком, который владеет им в совершенстве, а не с трудом связывает два слова в предложение и отличается пугающим косноязычием.