ДИСГРАФИЯ у младших школьников — причины. Пять видов дисграфии

Главная • Здоровье • ДИСГРАФИЯ у младших школьников — причины. Пять видов дисграфии

Что нужно сделать, чтобы избежать появления дизорфографии

Для орфографически правильного письма

Чтобы сформировать

Надо владеть

Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение» Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).
Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие.
Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве
Усвоение правил правописания Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками
Орфографический навык Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Языковые обобщения Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного.
Усвоение орфограмм Сформированными операцияями систематизации и классификации
«Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и под воздействием специальных упражнений.

                              Исправление почерка.

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

Читайте также:  Каковы симптомы и лечение депрессии у женщин?

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

Примеры упражнений 1-7 взяты из учебников Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1, 2 и 3 классов.

1. Выделение (подчеркивание) букв в предлагаемых текстах, на которые ребенку нужно обратить внимание при списывании (см. № 8, № 12).

1 класс

2. Замена букв в словах таким образом, чтобы получились новые слова (№ 41, 107).

3. Вставка пропущенных слогов (№ 65, 66, 89).

Русский язык. 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1 В комплексе с учебником издаются: «Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи» для учащихся, методическое пособие для учителя и справочник «Русский язык. 1-4 классы». Cоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Купить

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

4. Письмо по памяти. Подготовкой к выполнению этого упражнения является обязательное орфографическое проговаривание каждого слова (№ 50).

2 класс

5. Различные задания на развитие фонематического слуха, например, на сравнение звуков по глухости — звонкости, твердости — мягкости (№ 147, 161, 162).

6. Составление слова по первым буквам или звукам (№ 45). Ребенок как бы протягивает слово, соединяя буквы (звуки) в единое целое, что позволяет избежать ошибок при его записи.

3 класс

7. «Игра в слова» (№ 457). Такое упражнение нацелено и на отработку написания словарных слов.

Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1 Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Купить8. Вычеркивание лишних букв (слогов). Важно, чтобы ребенок сначала прочитал каждую несуразицу, что позволяет развивать артикуляционный аппарат и приучает не бояться прочитывать сложные слова.

Например: шутка (утка), зубр (зуб); салтафетка (салфетка), курлуточка (курточка).

9. Добавление буквы в слово, чтобы получилось новое слово.

Например: д у л о (дупло), т и р (тигр), л а п а (лампа).

10. Поиск «спрятавшихся» слов.

Например: тумбочка (ум, бочка), яблоко (блок, око).

11. Поиск «нот» в словах. Самостоятельный подбор слов с «нотами».

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

Например: фасоль («фа» + «соль»), помидор («ми» + «до»), ребенок («ре»), консоль («соль»), посиделки («си»).

12. Образование пар слов, отличающихся одной буквой.

Например: в левом столбике записаны слова укол, рак, ряска, в правом — тряска, кол, мрак. Нужно соединить слова парами по заданному критерию.

13. «Исправь ошибки».

Читайте также:  Укрепление нервной системы: обзор антистресс препаратов

14. «Словесная математика».

Например: Спеть — с = (петь) Лесоруб — руб + вик = (лесовик) Опята + к — о = (пятак)

15. «Анаграммы».Анаграмманасос – сосна, кукла – кулак, пила – липа16. «Гласные потерялись».т л п (тулуп) б р н д к (бурундук);б л к (балка)с к к л к (скакалка)к ш к (окошко)г р д (огород)

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

к р п ч (кирпич), ф н ш (финиш)Что делают лягушки? Серия «Виммельбух». Эта книга не только для чтения, а для разглядывания, разгадывания и пересказывания. В ней есть много подсказок — как называются разные лягушки, чем они различаются, какие звуки издают. А следить за превращением головастиков в настоящих лягушек так интересно! Создайте вместе рассказ о том, что происходит на картинке, почему лягушки ведут себя так, а не иначе. Купить17. Задания на развитие внимания:а) рассматривание виммельбуха, поиск заданного объекта.

б) вычеркивание повторяющихся букв: Задание: вычеркни все повторяющиеся гласные и прочитай фамилию известного русского писателя. А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н

А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н → БУНИН

Чтобы использование коррекционных упражнений на уроке было эффективным, необходимо создание ситуации успеха, словесное одобрение учителя и поддержка детей, испытывающих трудности при обучении, абсолютное исключение критических замечаний, а также подбор индивидуальных заданий, постепенное усложнение и систематичность использования в учебном процессе. Тогда наши любимые ученики обязательно порадуют нас своими успехами!

Верните 13% от стоимости обучения

Вы можете вернуть 13 % от стоимости обучения, являясь налогоплательщиком РФ в виде социального налогового вычета, обратившись в ФНС России по месту постоянной регистрации.

Запросить документы для получения налогового вычета необходимо в отделе по организации учебного процесса. Проверка документов после подачи в ФНС осуществляется в течение трёх месяцев. Если ответ положительный, то осуществляется возврат средств.

Обратите внимание, что декларация и заявление заполняются и подаются Слушателем самостоятельно.

(Нормативное обоснование получения налогового вычета регламентировано в статьях 78, 80, 83, 88, 219 Налогового кодекса РФ).

Симптомы дисграфии у ребенка

Акустические проблемы при восприятии звуков

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого  фонемного восприятие. Занимающийся при письме, заменяет друг другом буквы, обозначающие похожие звуки. Например замены парных согласных  «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

Читайте также:  Брак законный и гражданский: плюсы и минусы

При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью

Симптомы дисграфии у ребенка

Артикуляторно-акустические ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией. Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение и недоразвитие речи

Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием и несформированности речи. Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число). Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

Симптомы дисграфии у ребенка

В данном случае малыш путает визуально похожие символы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова. Существуют также сложности в определении границ предложения.

Что нужно знать о постановке диагноза

Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:

  • логопед;
  • психолог;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • окулист.

Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной си­стемы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анали­зируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.

Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала лого­пед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.