1!!! Теоретические основы поведенческой психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия на сегодняшний день является самой распространенной формой психологической помощи, эффективность которой научно доказана. Обширный набор высоко результативных техник делает ее по истине «золотым стандартом» в мировой психотерапии.

Методы поведенческой психотерапии достаточно разные, зависят от проблемы пациента, но основой лечения считается — дойти до сути проблемы и научить техникам позитивного мышления. Врачи психотерапевты практикуют следующие методики:

  • Реципрокная ингибиция – показана при негативных эмоциях и чувствах. Целью проведения считается заменить негативные эмоции, на положительные, методом релакса.
  • Рационально-эмоциональная психотерапия – помогает осознавать, что мысли материальные, и если человек винит себя за неосуществленные мечты, это приведет к депрессиям и неврозу.
  • Самоконтроль – рекомендуется людям со вспышками агрессии.
  • Релаксация – помогает выработать доверительную атмосферу.
  • Самоинструкция – умение ставить задачи и находить пути их решения.
  • Самонаблюдение – работа с самым собой. Включает введение личного дневника, который в будущем поможет отследить источник проблемы.
  • Анализ последствий – умение менять негативные мысли на положительные.
  • Парадоксальная интенция – методика состоит из того, что человеку нужно еще раз пережить проблемную ситуацию и поступить наоборот.

Выбор методики, психотерапевт подбирает для каждого пациента в зависимости от проблемы, общего самочувствия и психического состояния.

Проконсультируйтесь сейчас

Звонок бесплатный для всех регионов по всей России!

8-800-551-23-41Заказать обратный звонок

Последние темы форума

  • Как женщине стать успешной и счастливой, изменив своё отношение к матери
  • Притча на тему успеха и реализации своих желаний
  • К кому обращаться – к психологу, психотерапевту, психоаналитику или колдуну?
  • Во взаимоотношениях проблема не с другим, а с собой | Тема: психология конфликта
  • Как женщине заинтересовать мужчину? (Ответ психолога по отношениям в парах)
  • Тема уверенности в себе, настоящей любви и радости от жизни (вопрос к психологу)
  • Можно ли заслужить любовь? Почему часто «добро» выходит нам боком?
  • Откуда черпать уверенность в себе? (Ответ семейного психолога)
  • Что делать, когда сын (дочь) не хочет жениться? (Ответ семейного психолога)

Обсудить на форуме

Психотерапевтическое лечение

Зачастую психотерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов больного, его личностных, эмоциональных, социальных и других проблем.

Такое лечение проводится врачами-психотерапевтами и психологами, для чего устанавливается личностный контакт с пациентом. Психотерапевтическое лечение активно применяется для борьбы с различными недугами. Психотерапия является популярной методикой среди грамотных врачей, и не только психиатров или психотерапевтов.

Наиболее эффективно психотерапевтическое лечение проходит в комплексе с медикаментозной терапией. Однако, при расстройствах невротического характера – психотерапия не редко является единственным верным способом помочь человеку. И если в США практически у каждого человека есть психотерапевт, то в нашей стране это к сожалению не распространено.

Поэтому часто люди со своими проблемами пытаются справиться в одиночку, самостоятельно. Но в большинстве случаев эти попытки играют роковую роль. Болезнь развивается и то, что на начальном этапе формирования заболевания можно было решить с помощью психотерапии. То по прошествии времени и укрепления болезни, приходится решать, бывает, достаточно длительным лечением. Болезнь сама не проходит. С любым заболеванием нужно бороться комплексно и правильно. За помощью лучше обращаться к специалистам.

«Клиника Преображение» — один из центров психотерапевтического лечения депрессии, где вам окажут высококвалифицированную помощь в борьбе с болезнью, как с помощью психотерапии, так и других способов лечения.

Отличие психотерапевтического лечения

Медикаментозная терапия помогает лишь справиться со следствиями психологического дискомфорта: сниженным фоном настроения, бессонницей, тревогой, страхами и др. Разобраться с причинами возникающих нарушений, исправить имеющую ситуацию, изменить отношения к происходящему, научится по-новому проявлять себя, накопить ресурсы для изменений и т.д., можно только при полноценно построенном комплексном лечении.

Психотерапевтическое лечение

Существует несколько способов оказания психологической помощи для борьбы с заболеваниями.

Читайте также:  Как быстро завоевать мужчину и свести его с ума: советы и инструкция

Психотерапевтическая беседа – помогает человеку выйти из состояния безнадежности и по-другому посмотреть на жизненную ситуацию. Уверенность в себе помогут методы с обучением аутогенной тренировке, релаксации и саморегуляции организма.

А так же тренинги уверенности в себе и ораторского искусства, школы актерского мастерства и отработка социальных навыков. Терапия когнитивная помогает пациенту отличать незначительные трудности от действительно глобальных неприятностей, поддерживает человека в способности надеяться на лучшее.

Терапия поведенческая – дает возможность больному найти наиболее оптимальные решения в ситуациях, которые он считал безнадежными, возможность верить в свои силы. Терапия межличностная помогает пациенту наладить взаимоотношения с окружающими, учит находить общий язык с людьми.

Для достижения большего положительного эффекта в лечении болезненного состояния человека специалисты «Клиники Преображение» часто совмещают несколько методов лечения.

Врачи клиники постоянно пребывают в тесном контакте с пациентом, пытаются разобраться в его внутреннем мире, его ощущениях и чувствах. Это имеет огромное значение в терапии всех нарушений. Врачи даже дают своим пациентам «домашние задания», в которых они просят разобраться и найти правильное решение. Эти домашние задания несут в себе большую терапевтическую нагрузку и значение.

«Терапия пограничного расстройства личности»

— Глеб, когда речь заходит о лечении пограничного расстройства, специалисты зачастую советуют когнитивно-поведенческий подход (КПТ). Мол, именно иррациональные установки лежат в основе (само)деструктивного поведения, и, меняя мысли, мы меняем способ реагирования. Отличается ли диалектико-поведенческая терапия от этой формулы?

— Диалектико-поведенческую терапию (DBT) часто называют «дочерью» КПТ, но это новый и немного другой подход. Он ориентирован именно на пограничное расстройство личности (ПРЛ). Мы учим сдерживать импульсивные поступки, конструктивно решать проблемы, то есть определять наиболее эффективное поведение в той или иной ситуации и воплощать его в жизнь.

Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает критический взгляд на когнитивные искажения клиента. У людей пограничной организации (и ПРЛ входит в это определение) много таких иррациональных убеждений — о себе, о мире в целом. И ввиду особой биологической чувствительности им сложно сталкиваться с прямой критикой этих мыслей, это «подпитывает» их негативное отношение к себе.

КПТ-метод тоже работает, но диалектико-поведенческая терапия будет более эффективной именно при пограничном расстройстве. При DBT ниже риск того, что клиент сбежит с терапии, а сам терапевт профессионально выгорит.

— Что означает приставка «диалектико-»?

— Это когда клиент не меняет свои мысли, а осознает, что существует много точек зрения на одну ситуацию, которую он привык воспринимать как безвыходную.

Один из главных диалектических моментов в DBT — это баланс между принятием и изменением. Чего-то одного недостаточно, и в то же время одно невозможно без другого.

Я бесконечно сочувствую своим пациентам и полностью принимаю их такими, какие они есть. Но в то же время понимаю, что, если они не изменятся, их жизнь всё так же будет похожа на ад. Да, для изменений требуется масса усилий, но без них невозможно изменить жизнь к лучшему.

Благодаря диалектическому подходу к ситуации клиент учится взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным образом — без причинения вреда себе.

— То есть вместо опровержения иррациональной мысли человек принимает спектр разных точек зрений и возможностей и затем выбирает оптимальное решение?

«Терапия пограничного расстройства личности»

— Да, людям пограничной организации свойственна импульсивность в принятии решений. Такие люди чувствуют мир иначе, они уязвимы даже перед небольшими стрессовыми колебаниями. На эту тему есть меткая фраза:

«Про эмоционально уязвимых людей говорят, что у них тонкая кожа. Люди с ПРЛ — это люди без кожи вообще».

Плюс черно-белое мышление диктует действовать сиюминутно и бесповоротно: разрывать отношения, когда есть даже мнимая угроза быть оставленным, причинять себе вред, чтобы успокоиться и снизить накал чувств.

Это то, как люди с ПРЛ привыкли делать. Мы же (DBT-терапевты) показываем им альтернативы и помогаем сделать выбор, который сделает жизнь лучше. А затем поддерживаем в этом выборе.

— А как работает DBT-терапия?

— Диалектико-поведенческая терапия — это целый комплекс методов. Условно терапию можно разделить на теоретическую и практическую.

Теория — это так называемый «тренинг навыков». Именно их необходимо будет применять в самостоятельной работе каждый раз, когда будет появляться желание причинить себе вред. Один тренинг идет около 2,5 часа и проводится раз в неделю. Курс занимает полгода, но для большей эффективности рекомендуется проходить тренинг дважды.

Читайте также:  Как избавиться от постоянного чувства обиды?

Практика — это индивидуальные сессии. Также раз в неделю человек приходит и рассказывает о себе, своих реакциях и поступках.

Это не взаимозаменяемые компоненты. Нужно посещать и тренинг, и индивидуальную терапию — только в комплексе можно получить желаемый эффект.

Эффективность проведения рациональной психотерапии

Максимальная эффективность рационально эмоциональной психотерапии достигается у интеллектуально развитых людей с высокой мотивацией к изменениям. Однако, в упрощённой форме для решения несложных проблем она тоже эффективна для помощи людям, более развитым практически, а также детям.

Рациональная психотерапия является базисом для большинства практических подходов в поведенческой и когнитивной психотерапии, мягко, эффективно и недирективно помогая людям решать проблемы сначала с психотерапевтом, а потом уже самостоятельно.

СпециалистыГонопольскаяВиктория Николаевна Зам. Руководителя Центра, психотерапевт, психиатр врач высшей категории опыт работы более 30 лет 71 положительный отзыв

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Психофармакотерапия
  • Рациональная психотерапия

записаться на прием АшмейбаНино Анатольевна Психотерапевт, психиатр врач высшей категории опыт работы более 15 лет 35 положительных отзывов

  • Суггестивная терапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Индивидуальная психотерапия

записаться на прием ФастовецЕлена Владимировна Психотерапевт, психиатр опыт работы более 15 лет 57 положительных отзывов

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия

записаться на прием АбакумоваЕлена Викторовна Психиатр, психотерапевт опыт работы более 20 лет 80 положительных отзывов

  • Эриксоновский гипноз
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Холотропное дыхание

записаться на прием КрылатыхВиктория Юрьевна Психотерапевт, психиатр опыт работы более 15 лет 114 положительных отзывов

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

записаться на прием ЖереховАлексей Борисович Психотерапевт, психиатр опыт работы более 15 лет 27 положительных отзывов

  • Телесная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Детско-родительские отношения
  • Арт-терапия

записаться на прием

Прогресс, казавшийся невозможным, стал реальностью

Жесткова Екатерина, педагог-психолог, руководитель проекта «Шаг вперед», сертифицированный поведенческий аналитик, специалист уровня ВСВА.

– Екатерина, какое значение для детей с аутизмом и их семей сыграло появление метода ПАП в Росии?

– Представьте себе ситуацию: вы пришли к ребенку на занятие, а все, что он хочет, и все, что он делает – теребит длинные уши игрушечного зайца, сидя за дверью. Любая попытка приблизиться к нему, присоединиться к его игре, увлечь его еще чем-то провоцирует длинную истерику. Ваш ангелочек начинает кричать, биться и, даже если вы отойдете, и оставите свои попытки, он успокоится нескоро.

Много раз я видела, как педагоги пробуют увлечь ребенка игрой, показывают палочки, зайчиков, картинки с жирафом, громко и четко произносят слова и просят что-то сделать веселыми голосами, а наш малыш продолжает сидеть за дверью со своим зайцем.

Конечно, в жизни семьи этого мальчика произошли колоссальные изменения, когда мы, его педагоги, научились использовать прикладной анализ поведения. Постепенно поведение стало улучшаться, ребенок начал имитировать действия взрослых, затем повторять звуки, через несколько месяцев пошел в детский сад, а затем и в школу. Прогресс, до этого казавшийся невозможным, стал реальностью.

Это только один случай, который произошел с одним мальчиком много лет назад. Представляете, скольким мальчикам и девочкам люди, изучающие и практикующие ПАП, смогли помочь с тех пор?

– Что вам лично дала возможность получение профессии в России

Прогресс, казавшийся невозможным, стал реальностью

– Поначалу информации о прикладном анализе поведения на русском языке не было, не было книг, вебинаров, курсов, и мы были вынуждены довольствоваться скудными обрывками информации, которые нам удавалось раздобыть.

Но результаты применения метода были столь вдохновляющими, что мы искали любую информацию и любую возможность узнать больше. Поэтому курсы обучения ПАП на русском языке были огромной радостью и без преувеличения могу сказать, что это обучение изменило меня навсегда.

– Как ваша помощь детям с аутизмом без применения АВА отличается от той, что вы стали способны оказывать с АВА?

Читайте также:  Диагностика биполярного аффективного расстройства

– До применения методов АВА попытки справиться с проблемным поведением ребенка терпели крах одна за другой. День шел за днем, ситуация не улучшалась, навыки не формировались, плохое поведение сохранялось на прежнем уровне.

С помощью отлично структурированного, бесконечно логичного и обоснованного подхода возможности педагога возрастают многократно. Аналитик поведения всегда, в любую секунду знает, чем ему заняться, какой навык на каком этапе развития находится, каков будет следующий этап и следующий навык, почему именно этот навык следует формировать сейчас и на что мы в этой работе опираемся.

От вас не требуется совершать чудеса, опираясь на тезисы «я так чувствую», «у меня стаж 20 лет, я любое занятие могу провести». Есть четкий алгоритм действий, многократно опробованный на практике и доказавший свою эффективность в ходе научных исследований, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, требования и уклад каждой семьи.

Работать, опираясь на такой надежный теоретический фундамент и с учетом результатов практики коллег – это очень здорово, не нужно действовать наугад, блуждать в потемках собственных субъективных предположений.

Когда нельзя использовать КПТ

Гештальт терапия — что это такое простым языком

Если у человека наблюдаются тяжелые психические расстройства, для лечения которых требуются лекарственные препараты, применения когнитивной терапии в этом случае будет недостаточно.

Когда нельзя использовать КПТ

КПТ малоэффективна, если требуется медикаментозное лечение

Дополнительная информация. То же самое касается ситуаций, в которых заболевание пациента угрожает не только его здоровью, но и окружающим людям. С такими проблемами должен работать сертифицированный врач, строго в стационарных условиях.

Оценка

Терапевты-бихевиористы проводят функциональный анализ, который рассматривает четыре важные области: стимул, организм, реакцию и последствия. Стимулом является условие или экологический триггер, который вызывает поведение. Организм включает в себя внутренние ответы индивида, такие как физиологические реакции, эмоции и познание. Ответ — это поведение, которое человек демонстрирует, а последствия — его результат. Эти четыре вещи включены в оценку, проводимую бихевиористами.

Большинство врачей используют методы объективной оценки, такие как структурированные интервью, психологические тесты или различные формы оценки поведения. Эти типы изучения используются таким образом, чтобы врач точно определял, что может быть проблемой пациента, и установить базовую линию для любых неадаптивных ответов, которые иногда возникают. Имея этот базовый уровень, по мере продолжения терапии он же может использоваться для проверки прогресса, что способствует определению эффективности лечения.

Поведенческие психотерапевты обычно не задают вопросы «Почему?» и, как правило, более сосредоточены на «Как, когда, где?». Такие тесты как пятна Роршаха или тесты личности, такие как MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) обычно не используются для оценки поведения, поскольку они основаны на теории индивидуальных качеств, предполагая, что ответ человека на эти вопросы может предсказать поведение. Оценка реакции более ориентирована на наблюдения за поведением людей в их естественной среде.

Поведенческая оценка специально пытается выяснить экологические и внутренние переменные, которые позволяет человеку сохранять свои неадекватные чувства, мысли и реакции. В бихевиористском подходе также рассматриваются «переменные индивида», они происходят из истории социального обучения человека и влияют на то, как окружающая среда воздействует на реакции индивида. Примером такой характеристики может быть поведенческая компетентность – она демонстрирует, обладает ли человек соответствующими навыками и рефлексами, которые необходимы при выполнении определенного ответа на конкретную ситуацию или стимулы.

При проведении поведенческой оценки врач хочет ответить на два вопроса: каковы различные факторы (экологические или психологические), которые поддерживают неадаптивную реакцию; выяснить тип поведенческой терапии или ее метод даст человеку наиболее ффективное лечение. Первый вопрос включает в себя рассмотрение всех аспектов личности, которые могут быть суммированы аббревиатурой BASIC ID. Этот акроним означает поведение, эмоциональные и сенсорные реакции, образы, когнитивные процессы, межличностные отношения и употребление наркотиков.