Зло существует потому, что хорошие люди бездействуют

Есть люди, которые гордо несут флаг своей доброты, наслаждаясь собственным альтруизмом. Однако их слова теряют весь свой смысл, когда они играют роль молчаливых свидетелей «ежедневного» зла. Их бездействие становится очевидным, когда они просто отворачиваются в сторону, замолкают и игнорируют несправедливость и унижения других людей.

Дуальность понятий «добро» и «зло»

В своей голове мы делим единый мир на пары дуальностей – черное и белое, добро и зло, свет и тьму. Разделяя единое на частности, мы волей-неволей формируем к ним свое личное отношение. Мы начинаем белое любить больше, чем темное, свет больше, чем тьму. Так мы забываем, что свет – есть тьма, если он ни от чего не отражается. И что тень отбрасывает все, от чего может отразиться свет.

Познавая дуальности, мы перестаем быть объективными, и потому вопрос добра и зла — это вечный поиск истины. Каждый взгляд на мир настолько неповторим, насколько неповторима человеческая жизнь. Потому и определений понятиям добра и зла можно дать бесконечно много.

Почему мы молчим перед лицом несправедливости?

Одной из причин триумфа зла предположительно является бездействие хороших людей. Но почему? Почему мы ничего не делаем? Чем можно объяснить нашу неподвижность и глаза, которые не хотят видеть правду и находящееся перед ними зло? Давайте рассмотрим и проанализируем несколько примеров:

  • Первая причина довольно проста. Мы говорим себе, что происходящее никоим образом нас не касается. Мы не несем ответственность за это, а человек, который страдает, не является частью нашего круга знакомств. Эмоциональная отстраненность – это определенно одна из основных причин нашего бездействия.
  • Вторая причина связана с нашей потребностью сохранить свое спокойствие. К примеру, подросток, который видит, как издеваются над его сверстником, может решить остаться в стороне. Его пассивность могла быть вызвана страхом нарушить равновесие или поставить под удар свое социальное положение. Защита жертвы подвергла бы его опасности. Таким образом, он в конечном итоге мог бы сам оказаться жертвой.

Мы знаем, что это непросто, особенно когда нам есть что терять. Тем не менее, нужно быть максимально вовлеченными и искать способы защитить человека, нуждающегося в помощи. Как однажды сказал философ Эдмунд Берк, «справедливость существует только потому, что люди стараются противостоять несправедливости».

Почему не надо причинять добро

Обычно причиняющие добро искренне верят, что помогают. Это не единственная мотивация, о чём мы поговорим чуть позже. Однако им действительно кажется, что своим советом, поступком, решением они сделают чью-то жизнь лучше. Но тут велик риск не угадать, и вот почему.

У человека может не быть проблемы

Нередко адресата помощи просто не от чего спасать. Человек, причиняющий добро, сам придумывает проблему и начинает героически её решать.

Вспомним пример с адептом ЗОЖ и его одноклассником. Они давно не виделись и ровным счётом ничего друг о друге не знают. Адепт ЗОЖ видит, что его знакомый ест вредную по его меркам еду, и это становится поводом для нравоучений. Но самой «жертве» советов может быть вполне нормально иногда есть бургеры, иногда — овощи. Не исключено, что по результатам анализов он окажется даже здоровее зожника. Ему неплохо живётся, и его «проблема» существует только у советчика в голове.

«Помощник» не знает всех обстоятельств

Далай-ламе XIV приписывают такую фразу: «Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь». Этот принцип работает и в других ситуациях. Непрошеная помощь способна не только не исправить ситуацию, но и всё испортить. Даже если её получатель очень близкий вам человек, вы тем не менее можете знать не всё.

Человек сам знает, как ему лучше

И это «лучше» не всегда совпадает с вашими представлениями. Конечно, в обществе есть некий свод универсальных правил. Например, кражи в большинстве культур не поощряются, и если бы никто не воровал, какой была бы жизнь! Но на уровне отдельного человека в большинстве случаев сложно найти что-то универсально правильное для всех. Скажем, отбирать конфетку у ребёнка плохо, но если врач запретил ему сладкое, то вроде как хорошо.

Когда речь идёт о личном выборе человека, всё ещё сложнее. Например, родственники могут устраивать парню свидание за свиданием с дочерями маминых подруг — жениться-то пора. А он решил сосредоточиться на карьере, или жить один, или любит парней. Что такая помощь может вызывать, кроме раздражения? Или, скажем, фрилансеру все знакомые советуют побыстрее найти «настоящую работу» и выйти в офис, даже варианты подкидывают. С их точки зрения, они буквально из болота его вытаскивают, с его — лезут не в своё дело и ничего не понимают.

Человек движется в своём темпе

Люди разные, и скорость принятия решений у них тоже разная. И если кто-то движется слишком медленно, бывает, руки чешутся ему помочь. Всё же так просто, сколько можно копаться!

Во-первых, человек может получать удовольствие от процесса и не спешить завершить дело. Во-вторых, его может устраивать темп. Чужие посягательства он воспримет как попытку перетянуть одеяло на себя, приосаниться на его фоне или проконтролировать, как он справляется.

Произведения для подготовки к сочинению по напралению «Добро и зло»

  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Властилин Колец
  • Песнь Льда и Огня
  • Н.С. Лесков «Дурачок»
  • А. Платонов «Юшка»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»;
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»;
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»;
  • А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»;
  • А.Н. Островский «Гроза», «Без вины виноватые»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»;
  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»;
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник», «Казак», «Воры», «Хамелеон»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
  • И.Ф. Гёте «Фауст»
  • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • В. Скотт «Айвенго»
  • У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
  • С. Кинг «Зеленая миля»
  • Д. Алигьери «Божественная комедия»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
  • Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
  • Ч. Диккенс «Рождественская история»
  • К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
  • Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Доброта — это акт дарения

Щедрость, в материальном или духовном плане, меняет человека. По большей части мы склонны дарить, особенно когда это нам удобно или одобряется обществом. Так уж устроен человек. Если разобраться, мы постоянно что-то отдаем — время или энергию. Но когда вы проводите время с детьми, уставившись в телевизор, бороздя просторы интернета на планшете или постоянно думая о проблемах на работе, — это не настоящий акт дарения.

Самые ценные дары не имеют ничего общего с деньгами. Они связаны с глубоко личными и эмоциональными проявлениями человеческой души: пониманием, моральной поддержкой, душевной близостью и добротой.

Доброта — это акт дарения

Легко быть дарителем, когда от вас требуется только достать деньги из кошелька. То ли дело вкладывать время и душевные силы в кого- то или что- то. Одаривать душой гораздо сложнее, чем деньгами. Зато щедрость меняет все вокруг, когда идет из глубины души. И это самое важное.