Заикание у детей: причины, симптомы, лечение

Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Заикание – это расстройство речи, при котором нарушается ее ритм, происходит многократное повторение отдельных согласных звуков или слогов.

заикание, ДЦП, церебральный паралич, церебральный паралич и другие паралитические синдромы

Заикание, или логоневроз, – это речевое расстройство, заключающееся в нарушении ритмики и динамики речи, характеризующееся судорожным повторением звука или трудностью его произношения. Затрудняется произношение слогов, слов, вследствие чего речь приобретает прерывистый характер. Заикание делят на:

  • невротическое (функциональное);
  • неврозоподобное (имеющее органическую основу).

Группы и факторы риска при заикании Заикание обычно начинается в детском возрасте. У мужчин заикание встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Причины заикания Причиной заикания является спазм мышц артикуляционного аппарата (глотки, рта, языка и др.). Сам спазм может быть вызван неврологическими или психологическими факторами. К заиканию приводят неврологические нарушения, обусловленные следующими причинами:

  • наследственная предрасположенность;
  • инфекция или интоксикация матери в период беременности;
  • родовая травма;
  • частые заболевания в младенческом и раннем возрасте.

Психологические причины заикания:

  • сильный испуг;
  • стресс, нервное напряжение;
  • конфликты в семье.

Симптомы заикания

  • Неритмичная, сбивчивая речь;
  • многократное повторение одних и тех же звуков (согласных) и слогов;
  • усиление симптомов при волнении, страхе;
  • сохранность плавной речи во время пения.

Диагностика заикания

  • Консультация логопеда;
  • неврологическое обследование;
  • консультация психолога.

Лечение заикания Логопедические методы призваны отработать технику правильной, связной речи, научить заикающегося контролировать мышцы речевого аппарата. Психотерапевтические методы направлены на работу с психотравмой, вызвавшей заикание, и на оптимизацию психоэмоционального состояния больного. К психотерапевтическим методам относят следующие:

  • игровая терапия с заикающимся ребенком;
  • психотерапия с семьей заикающегося ребенка;
  • поведенческая психотерапия;
  • и т.д.

Медикаментозные методы имеют вспомогательное значение в лечении заикания. Для коррекции состояния людей, страдающих заиканием, используются успокоительные и спазмолитические препараты, а также лекарства, обладающие общеукрепляющим действием.

Прогноз У большинства детей, имеющих симптомы заикания в дошкольном возрасте, речь в дальнейшем нормализуется. При длительном сохранении симптомов пик расстройства речи приходится на школьный возраст. После 30 лет симптомы могут значительно сглаживаться. У детей и подростков заикание может вызывать сильное смущение, ограничение речевой деятельности и, как следствие, снижение школьной успеваемости. Люди с заиканием часто испытывают трудности при вступлении в социальные контакты. Большинство видов заикания поддается лечению. Ключевую роль при этом играет возможно более ранее начало целенаправленной терапии.

Профилактика заикания Влияние неврологических факторов предотвратить довольно сложно, но минимизировать воздействие психологических стрессоров, провоцирующих речевые расстройства, вполне возможно.

  • Нельзя быть излишне требовательными к речи ребенка, который только учится говорить. Чрезмерные ожидания родителей повышают тревожность ребенка.
  • Если ребенок очень впечатлителен, не стоит подвергать его сильным потенциально пугающим переживаниям (например, смотреть с ним фильм ужасов).
  • Конфликтные отношения между супругами могут стать причиной разнообразных невротических нарушений у ребенка, в том числе заикания. Адекватное разрешение противоречий (при необходимости – с помощью психотерапевта) – залог психического здоровья ребенка.
Читайте также:  Как ваша дата рождения влияет на судьбу и характер?

В материале использованы фотографии, принадлежащие

Причины

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Что такое заикание?

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Что такое заикание?

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Читайте также:  Препараты от шизофрении без побочных действий

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Что такое заикание?

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Почему и как возникает заикание

Наиболее часто заикание проявляется с двух лет примерно до пяти, когда слуховые, двигательные, речевые системы в мозговых структурах еще окончательно не созрели и их функционирование легко нарушить неблагоприятными факторами. Например, неблагоприятно протекавшая беременность мамы, тяжелые роды, детские инфекции, опсихологические тревмы. Конечно, такие предрасполагающие факторы не всегда приводят к заиканию сразу, но потом достаточно незначительного события, которое просто «сорвет» речевую функцию. Заикание «от испуга» вовсе не предрассудок — если предрасположенного к заиканию ребенка запугивают темнотой, бабаем, полицией, это вополне может стать спусковым крючком речевых нарушений. Заикание вполне может развиться и в результате сложности в произношении отдельных звуков, тогда говорят о недостаточности в речедвигательных зонах мозга. Заикание и логоневроз дети, особенно старшего возраста, могут себе внушить и патологически зафиксировать, причем зачастую не без помощи окружающих. При случайных остановках или запинках страх речи вызывает у такого ребенка уверенность в повторении этого в будущем. У некоторых детей, особенно в дошкольном возрасте, заикание может формироваться из-за быстрого темпа речи – малыш торопится, начинает спотыкаться на отдельных звуках. Возникает перенапряженность нервной системы, срыв от непосильной речевой нагрузки. Таким детям вредна чрезмерная стимуляция речи: очевидно, что не нужно принуждать их декламировать стихи на публике, но даже читая им вслух старайтесь выбирать сказки с простым понятным текстом.

Заикание возникает у левшей, которых заставляли действовать правой рукой. С точки зрения неспециалиста факторы, приводящие к заиканию, могут быть несущественными, однако на речь они влияют куда серьезнее, чем активный стресс. И уж если у ребенка сформировалась прочная ассоциативная связь, например, «выступление на публике — заикание», то разрушить ее бывает непросто.

Алена Парецкая, врач-педиатр, консультант

Дети с особенностями здоровья, симптомы и болезни Другие статьи автора

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Как помогут дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

Правильный подход к воспитанию

Когда родители воспитывают малыша с заиканием, нужно следовать обычным правилам, допускаются незначительные корректировки. Нежелательно заострять внимание на расстройстве, но способствовать устранению речевого нарушения необходимо во время игрового процесса.

Наказывать малышей за то, что они заикаются, недопустимо. Ребенок испытывает стресс, чтобы патология не усугублялась, в семье должна быть нормальная обстановка.

При воспитании малышей с заиканием нужно выполнять такие правила:

  • Недопустимо перебивать речь малыша, делать какие-то замечания, акцентировать внимание на его расстройстве.
  • Требуется благоприятная позитивная обстановка в семье, конфликты могут только навредить ребенку.
  • Лучше чаще хвалить малыша. Баловать детей при этом нежелательно.
  • Авторитарные способы воспитания нужно сдерживать.
  • Малышей необходимо приучать к распорядку дня, установленной последовательности действий.
  • Нежелательно перегружать малышей учебными материалами.
Правильный подход к воспитанию

В отдельных ситуациях избавиться от расстройства не получится полностью, дефекты речи могут выражаться незначительно. Независимо от того, на какой стадии находится расстройство, родителям предстоит морально подготовиться к продолжительному сложному курсу лечения. Малыши с дефектами речи требуют отдельного внимания.

Заикание является одним из наиболее устойчивых речевых дефектов. Расстройство появляется в разном возрасте, большая часть пациентов – дети. Чем раньше будет проведено лечение патологии, тем выше вероятность полностью избавиться от заболевания. Требуется проведение комплексной терапии с применением различных методик.

Чтобы исключить органические расстройства центральной нервной системы, врачи проводят магнитно-резонансную томографию или другие диагностические процедуры, помогающие обследовать головной мозг. Дифференциальная диагностика выполняется при недостаточной четкости произношения.

Своевременность проведения обследования и оперативность врачей помогает получить результаты максимально быстро. Неврологическая форма заикания легко лечится, корректируется. Для этого нужно посещать логопедические кружки, работающие при детских садах. Главными направлениями терапии заикания считается логопедическая ритмика и групповая психотерапия, при которой воздействие на нервную систему происходит в игровом процессе.