«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе

Наш эксперт — бизнес-тренер Денис Пасько.

Что же такое моббинг

замечательные люди, работающие вместе над одной задачей в один момент времени в одном месте за одним компьютером.

  • Драйвер: сидит на общем рабочем месте, делает строго то, что говорит ему навигатор.
  • Навигатор: даёт инструкции драйверу. Если он не знает, что делать, то советуется с мобом (остальной командой), транслирует драйверу необходимые действия.
  • Моб: участвует в разработке, подсказывает навигатору, что должен сделать драйвер.
  • PO (владелец продукта): точно знает, что должно получиться. Задаёт нужное направление движению команды. Может быть драйвером и навигатором.
  • Фасилитатор: следит за соблюдением правил, объявляет смены, паркует идеи. Желательно, чтобы был один человек на этой роли.

Все против одного

Слово «моббинг» происходит от английского слова «моб», что означает «толпа». Этим термином принято обозначать травлю сотрудника, унижение его человеческого достоинства, создание невыносимых условий для работы. Моббинг — это война всех против одного. Целью моббинга может быть увольнение жертвы, стремление изгнать её из коллектива. Но такие задачи ставятся далеко не всегда.

Как это ни парадоксально, организаторы моббинга далеко не всегда стремятся к тому, чтобы их жертва покинула место работы. Часто они просто хотят самоутвердиться за её счёт, потешить своё самолюбие, иметь под боком козла отпущения.

Все против одного

Разумеется, это не значит, что все члены коллектива в равной мере участвуют в травле одиночки. Как правило, находятся зачинщики, которые начинаются прессовать жертву, а остальные остаются в стороне, не желая или не решаясь оказать ей поддержку.

Принято различать вертикальный и горизонтальный моббинг. Вертикальным моббингом называют притеснение сотрудника со стороны непосредственного руководителя. При этом шеф настраивает коллектив против изгоя. При горизонтальном моббинге инициатором притеснений становятся коллеги, но руководитель предпочитает не вмешиваться и фактически даёт добро на продолжение травли.

Читайте также:  Типы внешности по временам года

Как «ужиться» женщине в мужском коллективе, а мужчине — в женском? Подробнее

Причины моббинга

Причиной моббинга может стать и жесткая конкуренция. Как правило, в таком случае к жертве даже не испытывают особой неприязни, просто она оказывается в какой-то момент помехой на пути к желанной должности или окладу.

Причины моббинга

Важно также знать, что моббинг на работе чаще всего оказывается направленным на людей с определенным складом характера. Как обратили внимание исследователи, его жертвами, как правило, становятся нытики, слабые и закомплексованные личности, а также слишком выделяющиеся на общем фоне (так называемые белые вороны), угрюмые и нелюдимые или странноватые одиночки. Все они способны вызвать у коллег и начальства раздражение и желание подмять и унизить.

Будьте спокойны

Не поддавайтесь на провокации со стороны возможных мобберов, на агрессию отвечайте спокойствием, а обидные слова превращайте в шутку. Если вы понимаете, что негатив в вашу сторону носит систематический характер (а не случился единожды из-за того, что у обидчика было плохое настроение), максимально сдержанно поговорите с моббером, постарайтесь выяснить причины его отношения к вам. Порой конструктивные беседы творят чудеса.

Не поддавайтесь на провокации, на агрессию отвечайте спокойствием, а обидные слова превращайте в шутку.

Когда моббинг — не моббинг

Не всегда неприязненное поведение со стороны окружающих сотрудников является проявлением психологического давления.

Если претензии по различным поводам высказывают коллеги и руководство, то причиной их может стать некорректное поведение работника или его отношение к работе.

Читайте также:  Цинизм — определение простыми словами, плюсы и минусы

Вполне возможно, что замечания направлены на указание действительных ошибок в поведении работника, а не преследуют цель его унизить. В этой ситуации необходимо в первую очередь посмотреть со стороны на свое поведение и возможно что-то в нем исправить.

Например, часто коллективу не нравится, когда сотрудник чрезмерно хвастается, пренебрежительно отзывается о чем-либо или о ком-либо, показывая тем самым свое превосходство над остальными работниками.

Такое поведение, как правило, не имеет на то достаточных оснований и справедливо не нравится окружающим. Они высказывают свои претензии к коллеге иногда, в не совсем корректной форме. Для устранения негатива в отношениях между коллегами в этом случае достаточно скорректировать свое поведение и замечания прекратятся.

Также поводом для замечаний становится безответственное отношение к служебным обязанностям или требования должностных инструкций. В особо тяжелых случаях, когда устные претензии не учитываются человеком, в ход могут пойти даже письменные доклады руководству или предупреждения о несоответствующем поведении.

Для того чтобы негатив ушел, работнику просто нужно пересмотреть свое отношение к выполняемой работе, стать более ответственным исполнителем, соблюдать правила поведения.