В чем заключается воспитание? Советы по воспитанию!

В психологии считается, что все то, чему научили ребенка в первые три года жизни, будет основой его личностного и  умственного развития. Психологи утверждают, что именно до этого возраста формируется потенциал мозга и основные личностные качества.

Подробный обзор

Секреты воспитания детей

Рассмотрим очень важную в нашей жизни тему — «воспитание детей». Как показывает практика воспитания детей, самое важное — это помогать детям развиваться, а не мешать им в своём развитии. Каждый ребенок рождается с определенной судьбой, с определенными задатками, характером, и самое главное — это помогать развить самое лучшее из того, чем Природа его одарила… Это значит, что у него есть определенный набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других. В целом же изменить характер невозможно, практически невозможно. Нам кажется, что у маленького ребенка характер непонятно какой или пока его нет, но у него уже есть характер. Он уже сформирован с самого рождения. Проблема только в том, проявлению каких качеств характера вы будите способствовать, каким нет. Поэтому считается: чтобы дать ребенку правильное развитие и воспитание, самое главное, что нужно определить, — с каким типом характера родился ребенок.

Рассмотрим 4 способа воспитания детей:

  • Воспитание в благости. Это возможно, когда есть сотрудничество с детьми. Сотрудничество — это уже само по себе благость. Оно возможно, когда родители понимают, что перед ними стоит личность, а не предмет или не кусок, вывалившийся из их  тела. Это просто другая личность, которая может существовать независимо от нас. Сотрудничество возможно, если есть понимание этих вещей. Когда есть правильное понимание взаимоотношений с ребенком, появляется возможность более чуткого и ненавязчивого общения. Ребенок сам при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.
  • Воспитание в страсти — это воспитание по типу, если будешь хорошим, то будет тебе все, что захочешь. А если будешь плохим, то ничего не получишь. Это воспитание с позиции материальной заинтересованности. Родителей по большому счету не интересует личность ребенка, им нужен от него только результат. Подобное воспитание приводит к тому, что ребенок учится постоянно искать выгоду. У него развивается жадность, эгоизм, ради достижения цели он склонен к обману.
  • Воспитание в невежестве — когда над ребенком совершается насилие. А так же оно проявляется в баловании детей. В первом случае в психике ребенка происходит надлом, падает самооценка, вырабатываются комплексы, растет агрессия. Во втором, у ребенка развивается эгоцентризм.
  • Безличностное воспитание —  когда родители просто не обращают внимания на своего ребенка. Ребенок растет как сорная трава. Такой ребенок  во взрослой жизни не умеет устанавливать близкие отношения — он общается очень сухо и поверхностно, без всякой личностной заинтересованности.
Читайте также:  Как правильно вести себя с пожилыми родителями

Как вы понимаете нам необходимо следовать ПЕРВОМУ СПОСОБУ воспитания детей. Если же придерживаться трем оставшимся методам, то родители формируют ребенка в соответствии со своими собственными неудовлетворенными желаниями и представлениями о жизни и счастье.  Порою они делают это в очень грубой форме. Фактически это даже не воспитание, а примитивная дрессировка — методом кнута и пряника родители формируют успешного члена общества потребителей.

 простых и важных принципа воспитания

ребенка на руки

Брать ребенка на руки так часто, как он этого хочет и это возможно. Тактильное общение с родными людьми важно для развития мозга ребенка.

2. Совместный сон с ребенком

Совместный сон с ребенком положительно влияет на его развитие.

3. Избегать сюсюканья.

Это совсем не значит, что ребенку не нужно говорить ласковые слова. Говорите со своим ребенком как со взрослым, без уменьшительно-ласкательных слов.

4. Избегайте ссор при ребенке.

Ваш малыш обязательно почувствует тревогу родного человека. Старайтесь не допускать негативных ситуаций, которые заставят вас нервничать.

5. Разрешайте ребенку ссориться и ругаться.

Так он учится отстаивать свое мнение и развивает навыки общения.

 простых и важных принципа воспитания

6. Общение с отцом

Общение с отцом необходимо для гармоничного развития личности ребенка. Как бы ни складывались отношения родителей, не следует мешать и ограничивать общение с отцом.

7. Ребенку необходимо общение с другими детьми.

Это не даст ему замкнуться, разовьет общительность и чувство соперничества.

8. Ежедневные занятия с ребенком.

Хотя бы час совместных занятий с ребенком в день даст удивительные результаты в его развитии.

9. Побуждайте и развивайте интерес ребенка к какому-либо занятию.

Дайте ему возможность выбрать, какое занятие ему по душе, и не мешайте этим заниматься.

10. Повторяйте с ребенком то, что уже выучили.

Это сформирует в его мозгу правильный порядок действий.

11. Учите стихи с ребенком!

Это отлично  тренирует  его память!

12. Не требуйте результата от работы ребенка.

Для его развития важен сам процесс.

13 Не создавайте для ребенка ограничений.

Интеллект и творческий потенциал ребенка закладывается благодаря тому, что он делает руками в раннем детстве.

14. Важны разнообразные тактильные ощущения.

Пусть ребенок знает разницу ощущений: тепло и холодно, пушисто и жестко, легко и тяжело.

лепкой, вырезанием.

 простых и важных принципа воспитания

Занятия лепкой, вырезание развивает интеллект и творческие способности.

16. Складывайте игрушки из деталей

Складывание игрушек из деталей подарит ребенку радость достижения, когда он сложит целое.

17. Играйте сценки по ролям.

Это помогает самовыражению ребенка.

18. Гуляйте пешком!

Это очень полезно.

19. Хвалите и наказывайте в меру.

Чрезмерные наказания могут привести к намеренному протесту ребенка.

20. Фантазируйте.

Относитесь серьезно к детским фантазиям, это развивает творческие способности.

21. Не навязывайте свое мнение о хорошем и плохом.

Помогите ребенку набраться своего жизненного опыта, ограничивая только опасные для здоровья и жизни занятия.

22. Не покупайте ребенку много игрушек.

Это рассеивает его внимание.

23. Давайте честные ответы на вопросы ребенка.

Давайте честные ответы на вопросы ребенка,  даже на очень неожиданные в его возрасте «половые» вопросы. Это научит ребенка быть естественным.

24. Научите ребенка чувствовать и понимать красоту.

Слушайте с ним классическую музыку, читайте книги, сходите в музей.

 простых и важных принципа воспитания

25. Учите ребенка мыслить нестандартно.

Это воспитает в нем стойкость и способность принимать решения в сложных ситуациях.

26. Не заставляйте ребенка поступать против его воли.

Так вы можете разрушить его уверенность в своих силах.

Читайте также:  Как избавиться от стресса и плохого настроения

27. Доверяйте ребенку!

И он ответит вам своим доверием и любовью!

28. Помните, что ребенок ― это не ваша собственность.

Помогите ему стать уверенным в себе и всесторонне развитым взрослым!

Развитие мелкой моторики

Об этом стоит позаботиться в первые годы жизни ребенка. Мелкая моторика — ключ к интеллектуальному развитию малыша. Важно, чтобы он мог с раннего детства трогать разные фактуры, предметы, работал ножницами, карандашом, складывал картинки, умел лепить и перебирать мелкие детали. В японской системе развития детей KUMON есть серия тетрадей «Первые шаги». Эти пособия помогут выстроить домашнюю систему обучения ребенка: поэтапно освоить работу с ножницами, научиться рисовать, клеить.

Правила очень простые: нужно заниматься регулярно, но непродолжительное время. Сделали одно-два задания, и этого достаточно, Главное, чтобы ребенок не устал, не перегорел и захотел заниматься на следующий день.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение. В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие).  Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание школьников

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть, то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Читайте также:  7 фраз, которые вызывают у ребенка чувство вины

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Результат грамотного семейного воспитания

Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.

Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами. Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным. Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Воспитатели в Древней Руси

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.