Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

Эта больница стоит в тихом месте недалеко от метро «Ленинский проспект», за забором из красного кирпича. Раньше у нее было простое название — детская психиатрическая больница № 6, а врачи и пациенты звали ее «Шестеркой».

Характерные симптомы ПТСР в соответствии с DSM-IV

  1. Постоянное, неоднократно повторяющееся, переживание событий, ставших причиной травмы.
  2. Настойчивые воспоминания о травмирующей ситуации: в детских играх можно наблюдать различные составляющие тех событий; мысли, ощущения ребенка — все это постоянно напоминает ему о неприятных событиях.
  3. Тревожные сны со страшным и неясным содержанием, ночные кошмары, продолжающиеся в течении длительного времени.
  4. Непроходящее чувство повторения события: кажется, что ситуация возвращается(флешбек); появляются галлюцинации, иллюзии и разрозненные элементы повторяющегося события.
  5. При наличии определенных элементов, напоминающих о травмирующем событии, отмечается яркая физиологическая реакция и состояние интенсивной психологической неуравновешенности.
  6. Стремление избегать ситуаций, ассоциирующихся с травмой, бесчувственность, равнодушие. Это должно выражаться тремя или более из нижеперечисленных признаков: нежелание заниматься деятельностью, посещать места или встречаться с людьми, которые напоминают о травме; попытка избежать любых упоминаний, мыслей или чувств о произошедших травмирующих событиях; снижение интереса к различным видам деятельности, как социальной, так и учебной; нежелание общаться с другими людьми; неспособность вспомнить некоторые важные детали травмирующей ситуации; ограниченность в нормальных чувствах и аффективных проявлениях; непроходящее чувство обреченности и безысходности.
  7. Повышенная возбужденность должна проявляться не менее двух следующих симптомов: засыпать или поддерживать сон проблематично; усиленная раздражительность и вспышки гнева; затруднения с концентрацией; реакция на стимулы чрезмерная.

Что такое синусовая брадиаритмия сердца у детей?

Синусовая брадиаритмия – врожденное или приобретенное заболевание сердца, при котором снижается частота ударов до критического показателя. Как следствие, у больного замедляется кровообращение, внутренние органы и системы получают меньше кислорода и питательных веществ, страдают от гипоксии. Патология может возникнуть в любом возрасте, но наиболее опасные последствия наблюдаются у детей.

Синусовая брадиаритмия сердца у ребенка диагностируется, если количество ударов в минуту не превышает 60 раз. Развитие болезни не всегда сопровождается видимыми симптомами и нарушениями.

Она чаще возникает у недоношенных малышей, при некоторых формах детского церебрального паралича. Причина скрывается в дисфункции синусового узла, более известного как водитель ритма. Выделяют умеренную и выраженную форму болезни.

Умеренная

Умеренная брадиаритмия в редких случаях является врожденной аномалией организма. Иногда особенность появляется у детей, активно занимающихся спортом. Но любая форма опасна для здоровья, может нарушить формирование органов, развитие головного мозга. Неприятные симптомы часто проявляются на выдохе воздуха из легких.

Читайте также:  Мужчина не хочет жениться: нужно ли продолжать такие отношения?

Синусовая брадиаритмия сердца у ребенка это когда количество ударов в минуту меньше нормы

Зачастую умеренная форма болезни появляется при постоянном переохлаждении и формируется как защитная реакция на низкие температуры. На вдохе пульс восстанавливается до нормальных показателей, поэтому диагностика затруднена, требует сочетания разных методик.

Выраженная

При падении сердечного ритма ниже 40–45 ударов в минуту ставится диагноз выраженная брадиаритмия.

На нее указывают следующие признаки:

  • частое жжение в области сердца;
  • ребенок выглядит слабым, болезненным, сонливым;
  • малыш быстро устает при легких нагрузках.

Форма заболевания опасна внезапными приступами с потерей сознания и памяти. Они ухудшают общее самочувствие детей, успеваемость в школе, ограничивают общение со сверстниками.

«Детская психиатрия с человеческим лицом»

Это единственная детская психиатрическая больница в Москве, если не считать нескольких детских отделений. «Когда родители думают о госпитализации [ребенка], они думают, конечно, о нашем центре», — говорит Марина Бебчук.  

Сейчас в центре Сухаревой вместе с тремя удаленными филиалами (когда-то они были психоневрологическими санаториями для детей) 820 коек, 620 из них — круглосуточные и 200 — дневной стационар. Кроме того, в центре учатся, проходят практику и повышают квалификацию все, кто занимается помощью детям с ментальными расстройствам. Также именно здесь разрабатывается методическое сопровождение — как оформлять диагнозы, описывать сложные случаи, определять инвалидность и так далее — для детских врачей-психиатров, работающих в госучреждениях (преимущественно в ПНД). 

Первые корпуса будущего центра возвели 125 лет назад, рядом со знаменитой Алексеевской психиатрической больницей — известной также как больница имени Кащенко (так она называлась с 1922 по 1994 год) или Канатчикова дача — по названию местности. В первых корпусах открылся приют «для идиотов и эпилептиков», затем он был преобразован в лечебницу «для припадочных и недоразвитых детей», а еще позже — в детское отделение психиатрической больницы имени П. П. Кащенко. Детской психиатрической больницей № 6 она стала в середине 1970-х годов, а свое современное название получила в 2012 году.

Через три года к названию центра добавилось имя Груни Ефимовны Сухаревой, основоположницы советской детской психиатрии, проработавшей в «Шестерке» около тридцати лет. «Она жила на территории больницы, знала всех детей и сотрудников. Была совершенно удивительным человеком», — говорит Марина Бебчук, чей кабинет расположен в том же корпусе, где жила и работала Сухарева.

Нынешний директор центра начала работать в «Шестерке» в 1984 году, в 1987-м — окончила педиатрический факультет 2-го Московского государственного мединститута, получив затем специализацию в области психиатрии, психотерапии и организации здравоохранения. Стать врачом решила вслед за бабушкой, а выбрала детскую психиатрию, «потому что здесь редко умирают дети».

Марина Бебчук признается, что восприняла свое назначение как шанс изменить детскую психиатрическую службу. Свой подход к управлению центром она описывает как «детскую психиатрию с человеческим лицом» и объясняет, что его суть — во внимании к деталям и потребностям. «Потребность у каждого своя, — говорит главврач. — У ребенка потребность быть с родителями или, по крайней мере, знать, когда придет мама. У родителей потребность знать, что происходит с ребенком, и влиять на это. Для специалиста это интересная работа в безопасных условиях».

Цикл повышения квалификации врачей — детских психиатров, 1964 год. Груня Ефимовна Сухарева — в нижнем ряду, в центреНПЦ ПЗДП имени Г. Е. Сухаревой

Здание консультативно-диагностического отделения; вероятно, конец 1960-х годовНПЦ ПЗДП имени Г. Е. СухаревойОбсуждение клинического случая в кабинете заведующей отделениемНПЦ ПЗДП имени Г. Е. Сухаревой

Читайте также:  10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения

У организации помощи детям с психическими расстройствами есть своя специфика — она касается медицинских и юридических аспектов, подготовки кадров и присутствия родителей в лечебном процессе. От родителей зависит все, считает Марина Бебчук: «Родители принимают решение, пойти к психиатру, к целителю или экстрасенсу. Лечить амбулаторно или в стационаре. Пить лекарства после выписки или нет».

Самая большая угроза, которая сопровождает ребенка с нарушением психического здоровья и его семью, по мнению главврача, — позднее обращение к специалисту. Например, поясняет она, если не говорящий ребенок с расстройством аутистического спектра начинает получать помощь в два-три года, его речь можно «завести». Но если родители обращаются в центр, когда ребенку уже восемь лет, врачи почти ничего не могут сделать.

Что нужно знать про аутизм

  • Как узнать, что у вашего ребенка расстройство аутистического спектра? 11 возможных признаков
  • У моего ребенка аутизм. Что делать? Рассказывают опытные родители

«Почему не приходят, когда ребенку три года? Потому что психиатра боятся. Есть стигматизация психиатрической службы, заболевания, врача», — говорит Марина Бебчук. Она убеждена: если система останется закрытой, этот страх не уйдет. 

«Мне нравится слово „прозрачность“ как антоним „закрытости“. Психиатрия не может быть с открытыми дверями, это иногда небезопасно, — говорит главврач. — Но она может быть прозрачной: прозрачный забор, двери, прозрачные отношения, информация и прочее». 

Глава 2

Какие дети наиболее подвержены депрессии:

  • недоношенные;
  • с врожденными пороками развития, аномалиями центральной нервной системы;
  • страдающие неврозом;
  • тяжело адаптирующиеся в новых обстоятельствах и условиях;
  • склонные к страхам, тревожные, ранимые;
  • интроверты.

Дети еще не умеют оценивать свои эмоции объективно, а потому им самим бывает очень сложно сформулировать и дать понять родителям, что с ними происходит. Симптомы детской депрессии поэтому называют замаскированными.

Но это не значит, что внимательная мама не разглядит их, если захочет.

Дело в том, что депрессия на психическом уровне часто проявляется соматическими болями на телесном уровне, и именно такие боли (которые не имеют медицинских причин и объяснений) должны стать важным тревожным признаком.

Если речь о детях маленьких, стоит обратить внимание на повышенную тревожность, она почти не проходит.

У ребенка с депрессией обычно нарушается сон, неважный аппетит, недостаток веса, часто наблюдаются расстройства дефекации (то поносы, то запоры), сердце бьется учащенно.

Малыш жалуется на боль то тут, то там, но обследования не показывают каких-то нарушений в работе органов и систем. Малыши не обманывают, не придумывают – они действительно испытывают психосоматические боли.

Малыши неохотно идут в садик, без энтузиазма относятся к идее мамы сходить в выходной в парк или зоопарк. Они как бы равнодушны, внешне спокойны, но и радость у них вызвать очень сложно.

Младшие школьники начинают заострять внимание на своем странном состоянии, могут придумать себе болезни. Тревожность усиливается. Если у взрослых депрессия проявляется в основном в утреннее время и повторяется изо дня в день, то у детей обычно симптомы снижения настроения наблюдаются к вечеру. Такого ребенка сложно заинтересовать.

Подростки в депрессии утрачивают способность радоваться даже любимым вещам – музыке, сладостям, друзьям. Могут перестать следить за собой, соблюдать гигиенические нормы, они не хотят общаться, замыкаются в себе, не верят в свои силы, страдают низкой самооценкой, не имеют мотивации. Подростковая депрессия существенно повышает фактор суицидального риска.

Читайте также:  Как воспитать уверенного в себе ребенка

Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель.

На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак.

Если вы заметили у ребенка признаки депрессии, не стоит уповать на собственные познания детской психологии, а также на всезнающий интернет – выйти из депрессии самостоятельно даже для взрослых задача очень тяжелая.

Малыша или подростка обязательно нужно показать врачам – педиатру, неврологу, психиатру.

Только эти специалисты смогут выяснить, есть ли депрессия на самом деле, какая она, насколько она тяжела и как лечиться.

Основными методами лечения являются психотерапия и медикаментозная поддержка при необходимости. Вывести ребенка из этого состояния поможет комплексный подход и терпение – лечение может быть длительным.

Для изменения биохимического депрессивного фона используют специальные препараты – антидепрессанты. Психотерапевт или психолог помогают ребенку научиться проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, также применяется релаксационная терапия – массаж, плавание. Малышам показана арттерапия, игровая терапия.

​​​​Большое значение имеет коррекция семейных отношений. Помочь ребенку выйти из депрессии – это означает устранить все факторы риска, которые могут влиять на ее развитие и поддержание.

Какие дети наиболее подвержены депрессии:

К сожалению, даже при правильном лечении до 25% детей потом испытывают рецидивы психического нарушения уже в течение года. В течение двух лет до 40% ребят снова страдают депрессией, в течение 5 лет с рецидивом сталкиваются до 70% детей и подростков. До 30% ребят вырастают во взрослых с биполярным расстройством личности.

А потому очень важно озадачиться вопросами профилактики рецидивов, в связи с чем родителям бывает необходимо устранить все семейные недоразумения, создать благоприятный и доверительный климат, заручиться поддержкой детского психолога, который в любой неприятной ситуации сможет своевременно помочь ребенку, не допуская повторения болезни.

Почему у подростка болит сердце и что делать, первая помощь, меры диагностики и лечение, возможные осложнения, народные средства, когда нужен врач

Боль в груди – это симптом, с которым в жизни встречается каждый человек в любом возрасте. Если болит сердце у подростка, проблема редко вызывается сердечными расстройствами. Проспективное исследование 50 детей показало, что 76% из них имели мышечные, костные или хрящевые причины, 12% симптомов обуславливались бронхиальной астмой, 8% – нарушениями в пищеварительном тракте, 4% сердечных проявлений имели психогенное происхождение.