Почему болеют наши дети: психосоматика заболеваний

Особенно заметно влияние психического на телесное у детей: ухудшение зрения или слуха, проблемы с речью, осанкой, расстройства внимания, головные боли, бронхиальная астма и т. д. У взрослых и причины и симптомы не отличаются от детских, разве что «букет» заболеваний пышнее.

Палитра симптомов

ожирениеголовные боли

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

© Getty Images/iStockphoto Психосоматика у детей

Что делать?

  • Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
  • Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
  • Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
  • Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть — это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
  • Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача — задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться — и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша — этот метод хорошо работает.

Соматические факторы, определяющие психическое здоровье человека и риск заболеваний

Соматическими факторами психического развития являются те особенности детского организма или те воздействия на него в раннем возрасте, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию. К факторам соматического здоровья относятся:

  • генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников);
  • осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание беременности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка;
  • нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной нервной системы;
  • стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца;
  • гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме ребенка в раннем возрасте.

В результате действия этих факторов риска соматических заболеваний у ребенка может быть ослаблена та или иная система организма. А как уже упоминалось, психосоматические расстройства развиваются по принципу «где тонко, там и рвется». Это означает, что психосоматическое заболевание возникает не произвольно, а выбирает слабое звено именно там, где сам организм дает сбой. Но сам по себе этот сбой мог бы так и не привести к заболеванию, если бы не действие психологических механизмов. Вот почему исследователи психосоматических расстройств утверждают, что, несмотря на безусловную значимость соматических факторов, ведущую роль в возникновении психосоматозов все-таки играют социально-психологические факторы. Это внешние события и внутренний отклик на них, все факторы, определяющие соматическое здоровье человека и не позволяющие ему чувствовать себя комфортно дома, не дающие ребенку нормально адаптироваться в детском саду и школе, препятствующие установлению равных отношений с другими детьми.

Причины психологического кашля у детей

Причин возникновения кашля у детей множество – это ОРВИ, коклюш, ангина, бронхит, ларингит, другие вирусные и бактериальные инфекции. Иногда кашель вызывает инородное тело, попавшее в дыхательные пути ребёнка. Во всех этих случаях без медицинской помощи не обойтись.

А если родители не видят никаких внешних материальных факторов, вызывающих такой неприятный симптом? Тогда нужно обратить внимание на вероятность психологических причин кашля. Детская психика лабильная, неустойчивая. Бурные эмоции, переживания по пустякам, как кажется взрослому, могут вызвать нервное перенапряжение, нарушение работы кашлевого центра. Кашель – это неосознанное стремление ребёнка обратить на себя внимание:

Причины психологического кашля у детей
  1. У маленьких детей есть очень большая потребность в ласке, тёплых словах. Часто малыш задаёт вопросы или начинает капризничать не только потому, что ему интересно или он вредный – ребенок хочет внимания. Одним нужны ласковые слова, одобрение, другие ждут объятий или поцелуя. Не обделяйте малышей, дайте им возможность почувствовать себя нужными, любимыми – кашель постепенно уйдёт.
  2. Подросшие дети очень болезненно реагируют на постоянную критику, завышенные требования, неоправданное стремление ограничить их свободу, эмоции, чувства. Ребёнок имеет право на ошибку, свои секреты, друзей. Жёсткий контроль, оскорбления личности, культивирование чувства вины и никчёмности, бесконечные ссоры в семье приводят не только к отсутствию взаимопонимания, но и к кашлю, различным болезням.
  3. Причиной кашля может быть гиперопека в период болезни и жёсткость, повышенные требования при выздоровлении. В таком случае ребёнок будет подсознательно стремиться к болезни, чтобы чувствовать определённые поблажки и заботу о себе. Покажите ребёнку, что болеть плохо, скучно, что столько интересного в жизни можно пропустить, лёжа в кровати.

Лечение психосоматических заболеваний

Психосоматика болезней у детей — сложная область медицины, и установить связь между психическим состоянием и физическим здоровьем далеко не всегда получается быстро. Зачастую даже сами родители не осознают, что именно их поведение стало причиной развития того или иного заболевания. А оно тем временем продолжает прогрессировать. В результате врач имеет дело с болезнью тогда, когда она уже сильно запущена, равно как и психологические травмы. Таким образом лечение становится сложным и длительным.

В европейских странах принято направлять детей с рецидивирующими заболеваниями, а также с хроническими болезнями, которые то и дело обостряются, к психологу. Благодаря такому подходу удается вовремя выявить зарождающуюся проблему и искоренить ее. Однако у нас данная практика не прижилась, и вся надежда только на внимание родителей. Вместе с тем заподозрить проблему психосоматики недостаточно. Важно установить связь между физическим состоянием и психическим здоровьем. Только потом с этим можно работать.

Подобные заболевания требуют комплексного лечения, в котором будут принимать участие и родители, и педиатр, и, конечно же, психолог. Лечащий врач разрабатывает консервативный метод терапии, психолог уделяет внимание проблеме, а родители беспрекословно выполняют все рекомендации и стараются создать в своем доме максимально теплую уютную атмосферу.

Лечение психосоматических заболеваний

Если адаптация малыша слишком затянулась, то здесь желательно, чтобы кто-то из членов семьи некоторое время посидел с ним дома. Пребывание в детском саду это не отменяет – малыш может посещать его, но только реже, чем обычно, или проводить там неполный день. Сейчас важно обращать особое внимание на поведение ребенка и забирать из группы сразу же, как только он начинает капризничать или плакать. Так вы вселите в него уверенность, что он любим, он нужен вам и вы всегда будете рядом, когда это потребуется. Благодаря такой заботе дети очень быстро преодолевают сложившуюся ситуацию.

Построение доверительных отношений происходит не за один день. Родителям следует сосредоточиться на этом процессе. Дайте возможность ребенку говорить, он при этом не должен испытывать страх и не стесняться делиться своими переживаниями. Покажите ему, что вы на его стороне, что бы он ни сделал. Даже когда малыш оказывается неправ, вести разговор необходимо только в доброжелательной форме, без малейшего намека на критику.

И если причина заболевания действительно скрывалась в плоскости психосоматики, то подобный подход непременно даст положительные результаты. Ребенок пойдет на поправку. Иногда бесследно проходят даже такие заболевания, как бронхиальная астма.

Читайте также:  Никтофобия (Ахлуофобия) - боязнь ночи, темноты