Аутизм – это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира.
С какого возраста может проявиться аутизм?
Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1. Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет). По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический. Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его родителям. Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудшение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта. Элементы аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 годами. Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения. Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком. Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально. Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.
- Методы психотерапии — презентация онлайн
- Психотерапия детей и подростков презентация, доклад
- Методы психотерапии презентация, доклад
Симптомы аутизма
У некоторых детей первые проявления аутизма появляются в первые годы жизни. Наиболее ярко он проявляется в 3 года. То, как будет проявляться данное заболевание, напрямую зависит от интеллектуального развития и возраста ребенка. О наличии аутизма свидетельствуют такие изменения в поведении ребенка:
- Трудности в общении:
- Речь развита, но говорить с незнакомцами ребенок не может;
- Ребенок повторяет одинаковые, услышанные ранее фразы, которые никак не связаны с происходящим;
- Отсутствие речи, одно и то же выражение лица, отсутствие жестикуляции;
- При беседе ребенок избегает зрительного контакта и не улыбается;
- Несвязная речь, скачки интонации, ритма;
- Проблемы с воображением, в связи с этим отсутствие интересов;
- Предпочитает находиться один, замкнутость в себе;
- Постоянно держит в руках одну и ту же игрушку;
- Чрезмерная раздражительность;
- При смене привычной среды характерно истерическое поведение;
- Все время повторяется одни и те же действия;
- Всегда сосредоточен на чем-то одном;
- Проблемы с социализацией;
- Игнорирует любые попытки общения, в том числе близких людей;
- Не рассказывают родителям о своих проблемах;
- Не реагируют на выражения лица и жестикуляцию других людей, или неосознанно повторяют за ними;
- Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
Аутизм у ребенка старше 11 лет Дети уже могут общаться с другими, но есть еще другие симптомы аутизма:
- Предпочтение оставаться в безлюдном помещении;
- Все внимание концентрируется на одной и той же игрушке, мультфильме и т.д.;
- Нехватка внимания;
- Бессмысленные движения;
- Создание своих странных правил и строгое следование им;
- Необоснованные страхи и тревоги;
- Чересчур активное поведение;
- Панические атаки при смене привычной обстановки;
- При выполнении чего-либо всегда соблюдается четкая последовательность;
- Агрессия в свою сторону.
Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет Детям с аутизмом в этом возрасте характерно все то, что описано выше, однако есть еще несколько признаков:
- Ребенок знает мало слов либо не разговаривает вовсе;
- Ребенок повторяет только одно слово и не идет на контакт;
- Трудности в освоении чего-либо (чтения, письма и т.д.);
- Иногда у ребенка развивается тяга к определенному предмету в школе, например, к математике или чтению.
Признаки раннего детского аутизма до 2 лет Часто заметить наличие у ребенка аутизма можно уже в первые годы его жизни:
- Малыш не улыбается;
- Не привязан к маме. Например, не плачет, когда ее нет рядом, не проявляет инициативу при взятии на руки;
- Малыш не смотрит в глаза и на лицо;
- Чрезмерная раздражительность, например, при включении света или негромких звуках малыш начинает плакать;
- Постоянно тянется к одной игрушке;
- Проблемы с развитием речи. Ребенок не воспроизводит никаких звуков и не произносит простых слов.
Такие симптомы не говорят о стопроцентном наличии аутизма у малыша. Но замкнутость ребенка в себе и другие симптомы лучше обсудить со специалистом.
Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:
Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.
Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита – практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.
У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития – более чем очаговые.
Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме – в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.
Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме – в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».
Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.
Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий IQ, который характерен для большинства таких детей.
- Групповая психотерапия детей и подростков — формы, методы
- Методы психотерапии — презентация онлайн
- Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями – тема научной статьи по наукам о здоровье читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Симптомы аутизма у детей
Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.
Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:
1. Симптомы нарушения социальных навыков:
- отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
- игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
- отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:
- отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
- ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
- речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
- ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
- фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:
- нервное поведение;
- отчуждение;
- ребенок любит играть один;
- отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
- ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
- ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.
Дополнительные методы лечения
Лечение нужно начать как можно раньше. Детям-аутистам рекомендуются индивидуальные занятия по специальной программе, которые помогают им адаптироваться в обычной, для нормальных людей, среде, развивают навыки речи и общения. Часто для лечения назначают рефлексотерапию (массаж стоп). Надавливая на определенные участки стопы, нервные импульсы передаются в головной мозг, при этом улучшается его работа и пациент идет на выздоровление. Для овладения этой техникой массажа можно посмотреть видеоуроки, но лучше пройти курсы у специалиста и заниматься с ребенком дома. Массаж абсолютно безопасен, не имеет противопоказаний.
- Психотерапия детей и подростков презентация, доклад
- Психотерапия детей и подростков — презентация онлайн
- Психотерапия детей и подростков презентация, доклад
Широкое распространение для лечения детского аутизма получила методика доктора Гриншпана («время на полу»). Она заключается в терапии в виде игры с ребенком, при которой взрослый (родитель, психолог) общается с ним по определенной схеме стадий эволюции общения. Стадии зависят от возраста ребенка, занятия проводятся по 5 часов в сутки. Данный метод дает хорошие положительные результаты для корректировки поведения аутистов. Самые положительные результаты лечения это любовь и забота родителей и близких, нужно постараться принимать аутиста таким, какой он есть.
Рекомендации родителям
Уход за аутичным ребенком может быть трудоемким и сложным. Исследование 2014 года показывает, что родители детей с аутизмом зачастую имеют финансовые проблемы и эпизоды депрессии.
Способы, которыми родители могут поддерживать свое собственное психическое и физическое благополучие, заботясь о ребенке с аутизмом:
- Избегайте бессонных ночей: полноценный ночной сон может быть затруднен при непоследовательности режима сна у ребенка. Поспите, если это возможно.
- Не пренебрегайте личным здоровьем: важно, чтобы родители получали необходимую медицинскую помощь.
- Выработайте стратегии преодоления: по возможности отвлекитесь от роли опекуна и сосредоточьтесь на расслабляющей или лично стимулирующей деятельности.
Статья по теме: Симптомы аутизма у детей 3 лет.
Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов
Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.
В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.
Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

У детей до года очень трудно выявить такое расстройство, как связано с самой природой нарушения: мозг ребенка неспособен одновременно сосредотачиваться на нескольких формах восприятия мира и совмещать их воедино, то есть, если ребенок слушает музыку он не может одновременно рассматривать игрушку или воспринимать мультфильм как цельный образ, имеющий и звук, и зрительную картинку.
Зацикленность на каком-либо действии или предмете — один из признаков аутизма
Лечение
Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.
Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:
- Аутизм у детей и подростков — опредение, клиника, диагностика
- Психотерапия детей и подростков презентация, доклад
- Психотерапия детей и подростков — презентация онлайн
- транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
- противосудорожные;
- стимуляторы.
При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.
Лечение аутизма
Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
Принципы воспитания ребенка-аутиста:
- Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
- Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
- Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
Этапы лечения аутизма
- Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
- Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
- Обучение подражанию и наблюдению
- Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
- Обучение эмоциональному контакту
Поведенческая терапия аутизма
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.
В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Логопедические занятия
Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Медикаментозная терапия
Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.
Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.
К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.