Как правильно воспитывать девочку в разном возрасте

Все родители неосознанно выбирают для воспитания своих детей тот или иной стиль воспитания, подсмотренный у своих родителей или совсем противоположный. Каждый из стилей имеет свои особенности и последствия влияния на ребенка.

Почему надо воспитывать на личном примере

Очень часто родители жалуются, что их дети не хотят читать, занимаются дома чем угодно: слоняются без дела, играют в компьютер, болтают по телефону, а читать их никак не заставишь. Можно было бы сослаться на то, что современные дети вообще читают намного меньше, чем, например, 10 — 15 лет назад, но такое объяснение.

  • Во-первых, не устраивает родителей (читать надо, от этого развиваются кругозор, грамотность и т. п.)
  • Во-вторых, есть же дети, которые, несмотря на массовую компьютеризацию, все равно читают и довольно много

В чем же дело?

Когда родители жалуются на нежелание детей читать, следует задать им вопрос: «А вы сами много читаете?»! После этого вопроса почти всегда на лицах взрослых можно увидеть смущение, и они признаются: «Да нет. Все как-1 то некогда. Дела, дела». Получается, что чтение — совершенно не необходимое и не обязательное занятие, не так ли? Вот ребенок и не занимается им, предпочитая чтению другие занятия. «И что же теперь делать? — спрашивают родители. — Читать, что ли?» А как же еще! Помните, что пример родителей имеет большую роль в воспитании, ведь дети склонны к копированию действий взрослых.

На самом деле, если родители сами не читают, не посвящают времени этой особой деятельности, то дети прекрасно (понимают, что без нее можно обойтись. И сколько бы ни говорили родители: «Читай! Читай!», толку от этого не будет никакого, пока они сами не покажут ребенку пример. В семьях, где родители сами читают много, читали в раннем детстве своим детям, где есть привычка покупать или брать новые книги у знакомых или в библиотеке, там дети обычно читают, причем довольно много.

Теперь вы и самостоятельно поняли, что лучшее воспитание – это воспитание на примере родителе. Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.

Воспитание двух девочек

У воспитания сестёр разного возраста много плюсов: есть, кому доверить заботу о младшей, старшая учится ответственности и старается быть достойным примером сестрёнке, младшая пытается походить на неё.

Воспитание двойняшек – совсем другая история. Рождение двойни – огромная радость, только усилий придётся приложить в два раза больше. Особенно, если это касается близнецов девочек.

Воспитание двух девочек

Чувство соперничества развивается у них гораздо раньше и быстрее. Любой поступок воспринимается двойняшками как вызов одной из них. Поэтому полезно немного разделять девочек: записывать их на разные кружки, развивать индивидуальность каждого ребёнка. Необходимо воспринимать дитя как отдельную, неповторимую личность: позволять выбирать одежду, заводить личные игрушки, собственные предметы быта для каждой сестры.

Воспитание ребенка в семье и стили семейного воспитания

Стилем семейного воспитания называют систему приемов и методов, с помощью которых родители взаимодействуют с детьми. Психологи выделяют три основных стиля воспитания, кардинально отличающихся друг от друга по характеру эмоционального взаимодействия между родителями и детьми.

Авторитарный стиль. Этот традиционный тип воспитания ребенка в семье предполагает полное и безоговорочное подчинение младших старшим. Родители стремятся во всем контролировать ребенка, требуя от него покорности и послушания. Они стараются «подогнать» свое чадо под определенные стандарты, соответствующие их собственным представлениям о том, каким должен быть хороший ребенок. Основными воспитательными приемами здесь являются запреты и наказания. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, у них формируются такие качества, как безынициативность, низкая самооценка и пассивность. Кроме того, ребенок, который воспитывается в авторитарном стиле, обладает невысокими коммуникативными и социальными навыками.

Читайте также:  Каковы признаки скрытой формы шизофрении?

Либеральный стиль. Данная форма воспитания ребенка в семье характеризуется проявлением со стороны родителей заботы, уступчивости и внимания. Она не включает каких-либо строгих мер воздействия на ребенка, а также системы правил и ограничений для него. По сути, этот стиль можно считать осознанным отказом родителей от воспитательного процесса как такового. Предполагается, что находящийся в атмосфере любви и вседозволенности ребенок самостоятельно усвоит принципы правильного поведения. Дети, которые воспитываются в таких семьях, становятся импульсивными, безответственными и несамостоятельными, часто у них формируется высокая тревожность и неуверенность в себе. Им сложно адаптироваться в новых коллективах, так как никто не научил их понимать требования и желания других людей и правильно реагировать на них.

Демократический стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, принимают желания и потребности ребенка, учитывают его мнение, но в то же время стараются деликатно направлять его, прививая ему навыки правильного поведения. Они вырабатывают у ребенка умение самостоятельно принимать решения и формируют у него адекватную систему жизненных ценностей. Главными инструментами этого типа воспитания ребенка в семье являются личный пример родителей и ненавязчивое внушение, которое основывается на объяснении и убеждении. Ребенок вырастает ответственным, самостоятельным, открытым и дружелюбным.

Какой-то один из перечисленных стилей редко встречается в чистом виде. Чаще всего в современных семьях наблюдаются комбинации принципов каждого из них. Например, в отдельных сферах жизни родители могут проявлять авторитарность (учеба, нравственность ребенка), а где-то позволяют ребенку действовать по своему усмотрению (отношения со сверстниками, личные увлечения).

Зная принципы основных стилей семейного воспитания и понимая, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка, родителям проще оценивать эффективность системы воспитания, которая действует в их семье. Но главным фактором качественного семейного воспитания являются гармоничные отношения родителей и детей, при которых взрослые предоставляют ребенку свободу для самовыражения, но в то же время уверенно пользуются своим родительским авторитетом.

Вседозволенность в воспитании ребенка: ее мотивы и проявления

Когда ребенка любят слепо и сотворят из него кумира – это не забота. Это вседозволенность. Если весь жизненный уклад семьи подчинен маленькому диктатору, все переворачивается вверх дном, а родителям отводится скромная роль обслуживающего персонала. Так выглядит классическая картина модели воспитания, основанной на принципе вседозволенности. Но она может проявляться и в других формах. Рассмотри типичные родительские ошибки, допускаемые в формате воспитания по принципу «Можно все!».

Эгоцентризм: классика жанра

Диктатура ребенка проявляется уже с раннего возраста. Чувствуя вседозволенность, он смело переступает через родительское «нельзя». Манипуляции становятся неотъемлемой частью его поведения. Именно эти дети устраивают истерики в общественных местах, требуют новогоднюю елку в августе и подснежники среди зимы. При этом «лупят» мам и бабушек лопаткой, не брезгуют колкостями и полностью игнорируют всякую критику. В свое оправдание родители заявляют, что не хотят воровать у чада счастливое детство.

Согласитесь, титанические усилия в угоду ребенку очень изматывают. А малыш со временем требует все больше и больше, поскольку перестает ценить хорошее отношение. Для него норма, когда все прихоти исполняются по первому щелчку.

Непоследовательность

Отсутствие системы правильной реакции на детское поведение – это еще одно проявление вседозволенности. Непоследовательный родитель сегодня идет на поводу у своенравного чада с мыслью, что завтра накажет его по полной программе.

При отсутствии жизненного опыта ребенку сложно разделять понятия «можно» и «нельзя». Поэтому, нужно показать, что в семье присутствуют четкие правила. С вашей стороны важно самим соблюдать их, держать свое слово, в том числе и приводить угрозы в исполнение.

Читайте также:  Вертеброгенная люмбалгия с мышечно тоническим синдромом

Услужливость

В страхе потерять любовь ребенка некоторые родители буквально покупают его расположение. Чаще такая вседозволенность наблюдается в семье, где родился единственный поздний и выстраданный ребенок. Чадо очень быстро осознает свою власть. Для такого ребенка характерно вымогать игрушки в обмен на хорошее поведение. Манипуляции родительской любовью не прекращаются до старости. Меняются лишь игрушки. Проявит ли «золотой» любимчик свою благодарность, будучи взрослым? Скорее нет, чем да.

Психологи уверены, что торговаться с ребенком и подкупать его нельзя. Запросы всегда будут только расти, а ваш авторитет обесцениваться. Поэтому ограничения следует озвучивать очень четко и не отступать от них. Так, ребенок поймет, что он зависит от вас, а не наоборот.

Безразличие

Невнимание к детям проистекает от отсутствия у родителей интереса к судьбе малыша. Это типичная ситуация для неблагополучных или многодетных семей, где дети предоставлены сами себе. Их жизненные принципы формируются на основе собственных эмоций и незрелого искаженного восприятия реальности. Последствия воспитания в условиях вседозволенности будут непредсказуемы, а будущее ребенка окажется под угрозой.

Разумеется, никому не дано знать, как сложится жизнь детей. Но, вашей задачей является дать ему четкое представление о морально-этических нормах поведения, сформировать качества, которые помогут в дальнейшем жить полной жизнью и быть успешным.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Период с месяцев до года

Особенности воспитания детей раннего возраста, особенно когда им уже почти исполнился 1 год, заключаются в первую очередь в физическом развитии. Малыши уже начинают ходить, держась за предметы или мамину руку, у них может получаться вставать с положения сидя. Хотя очень часто после того, как малыш начал ползать, он теряет интерес к передвижению на ногах. В этом случае в обязанности родителей входит подталкивать его к желанию стоять и ходить. Помогут в этом игрушки, которые нужно держать обеими руками, необходимость дотягиваться до них с положения стоя.

Период с месяцев до года

Ближе к годовалому возрасту дети активно реагируют на разговоры со взрослыми. Положительно влияют на их умственное развитие игры с другими детьми такого же возраста.

Читайте также:  Страх одиночества: причины и способы избавления от фобии

Игрушки становятся более сложными. Складывание пирамид поможет понять разницу между цветами, размерами, развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Радость вызывают неожиданные находки, и ребенок начинает понимать и желать сюрпризов, как в случае игры с матрешками.

Период с месяцев до года

Малыш уже готов к восприятию таких слов, как нельзя, плохо и хорошо. Важным является указывать ребенку на те вещи, которые запрещены, поощрять хорошее поведение. Обязательно нужно своим примером научить ребенка любить окружающий мир, животных и других детей. В случае, когда дети дерутся, нужно строго объяснять, что это плохо, так поступать нельзя. Главным в этом случае является настойчивость и обязательность реакции ребенка на слова взрослых.

Правильное воспитание детей с рождения является важной основой в дальнейшем развитии полноценного члена общества. Главную роль в этом воспитании играют родители. Очень важно участие их обоих, так как с этого начинается понимание у ребенка схемы семейных отношений, любви и понимания.

Период с месяцев до года

Состояние матери имеет прямое влияние на состояние малыша. Раздражительность, нервозность и усталость напрямую негативно влияет на его психическое состояние. Поэтому не стоит забывать о себе, понимая, что ребенок это важно, но валиться с ног ради него не обязательно.

Каковой бы ни была загруженность, прогулки являются обязательными. Свежий воздух, общение с природой и сверстниками — залог крепкого эмоционального состояния и правильного восприятия мира.

Период с месяцев до года

Метки:Воспитание

Период с месяцев до года

Профилактические беседы о зависимости

В возрасте 12-14 лет можно поговорить с ребёнком о плохом влиянии различных зависимостей на человека. Голословные запреты и убеждения в том, что леди не курят и не пьют, не принесут пользы и не убедят девочку в этом. Чтобы дочь действительно поняла, что такие занятия не для неё, расскажите ей о реальных последствиях.

Опять же, перестаньте на какое-то время быть злым учителем, а попытайтесь разобраться в вопросе вместе. Предложите дочери поискать в интернете информацию, например, о том, какие проблемы может вызвать употребление наркотиков. Когда человек сам увидит, что разные виды веществ могут повлечь нарушения работы нервной системы или летальный исход, вряд ли захочет принимать их. Курение и алкоголизм могут провоцировать нарушение работы печени, лёгких и других органов, проблемы с обменом веществ, гормональные сбои и прочее.

Естественно, рассуждая об этом с дочерью, вы должны быть примером для неё и сами не злоупотреблять вредными привычками. Иначе толку от такого разговора совсем не будет.

Учеба

То же можно сказать и о школьных успехах. Дети Девы могут быть как отличниками, так и посредственными учениками в обучении. Чаще всего мальчикам удается отлично разбираться в теоремах, правилах и законах. Девочки же большей частью не испытывают особого рвения и стараются просто заучивать материал. Ей больше приносит удовольствие гуманитарные науки, такие как литература, где можно выразить свои мысли и проявить фантазию. Мальчикам Девам ближе будет математика, история и языки.

С учителями Девы вежливы и послушны, но они редко дают понять, что у них на уме, и испытывают ли они переживания.