Тема лекции 7: Методики устранения заикания у подростков и взрослых
Похожие работы
- дипломная Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников
- курсовая Возрастные особенности и динамика самооценки у подростков и юношей
- курсовая Психологические причины конфликтов подростка и взрослого
- статья Нарушение питания у подростков
- Преодоление заикания у дошкольников
- курсовая Методы коррекции заикания у дошкольников
- конспект лекций Лекция VII. Депрессии у детей и подростков
- статья Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков
- статья ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
- статья Влияние курение,наркотиков на организм подростка и зависимость от них
- статья Гурьева В. — Психогенные расстройства у детей и подростков
- статья ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
- реферат Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых
- Поведенческая терапия заикания у детей и подростков
- Оперантные методы поведенческой терапии гиперкинетического расстройства у детей и подростков
- Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности
Этапы обследования
Перед самим лечением заикания у детей на первом этапе обследования производится сбор анамнестических данных, было ли заикание у родственников, по какой линии, темп речи родственников, протекание беременности и родов, были ли органические нарушения, соматические заболевания, сон ребенка, обстановка в семье, контактный ли ребенок, спокойный или беспокойный? На втором этапе ребенок проходит обследование у невролога, который изучает общую моторику.
На третьем этапе обследование проводят психолог и логопед, выявляя черты характера ребенка: капризный, уравновешенный, подвижный, замедленный, тревожный, слезливый, раздражительный, пугливый. Каков характер игры, склонность к определенным играм, проявляется ли заикание в игре наедине с собой и со сверстниками. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления, заикания, состояние сна, аппетита, настроения, появились ли капризы, энурезы, страхи, негативизм. Выясняется собственное отношение к дефекту и отношение семьи, наличие перегрузок, кругозор. Также изучается темп речи, тип голоса, особенности дыхания, выраженность заикания в разных видах речи (сопряженной, отраженной, шепотной, в автоматизированных рядах, при чтении стихов, прозы, в вопросно-ответной речи, в рассказе на заданную тему, при пересказе прочитанного, в спонтанной речи). Изучаются тип и локализация судорог, наличие трудных звуков, речевых уловок, эмболофразии, наличие насильственных содружественных движений при заикании, факторы, усиливающие и улучшающие заикание, логофобии, периоды без заикания, их регулярность и продолжительность, типы течения заикания.
Только после выяснений полной картины заболевания можно выбрать тот или иной метод лечения заикания. Чаще всего лечение заикания включаетс в себя целый комплекс мероприятий, в том числе работа логопеда по формированию плавной устойчивой речи, способности произносить синтагму на одном выдохе. Также с заикающимся ребенком работает психолог, воздействуя на личность, формирует социальную активность, изменяет отношение к дефекту и к себе как коммуникативному партнеру. Невролог также учатсвует в лечении: проводит профилактическую работу по появлению рецидивов, которая связана с лечебно-оздоровительными поддерживающими курсами реабилитации.
Причины заикания
Врачи утверждают, что основным условием для его возникновения может быть поражение головного мозга еще в период беременности, при родах, в младенчестве. Протекает обычно бессимптомно. Поэтому может оставаться не замеченным ни врачами, ни родителями. Такое заикание называют врожденным. В таких обстоятельствах, в первую очередь необходимо посетить врача-невропатолога, чтобы определить тип и потом уже его лечить. Лечением врожденного недуга занимаются врачи.
Существует еще другой тип заикания – психогенный, который приобретается в результате психотравмирующих событий в раннем детстве.
Это может быть сильный испуг, связанный с ситуациями, когда ребенок является свидетелем либо участником физического насилия, психологического давления, постоянных семейных конфликтов и ссор или других психотравмирующих обстоятельств.
Типичным примером психогенного заикания, когда именно травмирующие события детства послужили причиной возникновения подобного недуга, может служить фильм, основанный на реальных фактах: «Король говорит!» (рекомендую к просмотру). В нем четко показано, как заикание становится результатом мощных тревожных переживаний, с которыми в раннем возрасте психика не могла справиться и память их вытеснила. Вот только подавленные чувства ушли вглубь подсознания и продолжали управлять поведением уже взрослого человека, давая о себе знать в самые неподходящие для него моменты.
Чтобы не допустить перетекания такого нарушения во взрослую жизнь, с ним нужно работать еще в дошкольном возрасте.
- Оперантные методы поведенческой терапии гиперкинетического расстройства у детей и подростков
- Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников — презентация онлайн
- Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Замечали ли вы, что малыш может отлично владеть материалом, но теряется и не может выразить свои мысли вербально? В ситуациях стресса заикание лишь усиливается.
В школьные годы могут возникнуть дополнительные проблемы – сверстники нетерпимо относятся к заикающемуся однокласснику. Ребенок становится ранимым, начинает стесняться самого себя и бояться взаимодействия с людьми. Он испытывает страх быть высмеянным, так как ему все тяжелее устанавливать контакт. Он избегает социума, стремится к одиночеству, замыкается в себе, проявляет нерешительность и не желает выступать публично.
И чем старше он будет становиться, тем сложнее будет избавиться от заикания.
Причины развития у детей
Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.
Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.
- Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
- Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
- Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
- Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
- Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
- Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.
Прогноз
В зависимости от возраста ребенка, причины вызвавшей заикание и на какой стадии находится болезнь, будет прогноз лечения. Дети до 7-ми лет гораздо быстрее и без последствий восстанавливают речь. Родители должны помнить, что после выздоровления велик риск повтора логоневроза, и чаще это бывает вызвано психологическим воздействием.
Лечение заикания первоначально происходит с помощью занятий у специалистов. Через 2-3 недели уже можно будет выполнять уроки дома. Важно не пропускать процедуры. У детей дошкольного возраста болезнь вылечивается без последствий.
Оформление статьи: Лозинский Олег