Как избавить ребенка от вредных привычек

Наиболее распространенными вредными привычками у детей дошкольного возраста являются следующие:

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Воспитание детей – процесс сложный, и отучение от вредных привычек не делает его легче. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.

  • Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ожидали. Вполне вероятно, что ваши действия сформируют отрицательный эффект, и малыш, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше игнорировать нежелательные действия, и тогда возникнет вероятность, что ребенок сам избавится от привычки.
  • Похвала и вознаграждение. Одна из хороших стратегий – это хвалить ребенка за формирование хороших привычек. Пусть малыш видит, что вы цените и вознаграждаете его хорошее поведение. Это способствует развитию моральных качеств и отказу от плохих привычек.
  • Обучение. Малыш сам захочет и сможет избавиться от неправильных действий, если родители смогут ему правильно и доступным образом объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Важно подобрать верные слова, которые бы воздействовали на сына или дочь. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.

Постепенность. У ребенка может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все проблемы. Нужно действовать постепенно. Влияние вредных привычек на детей не подлежит сомнению, поэтому выберете для начала привычку, которая приносит наибольший вред. Не стоит спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания детей. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры необходимо вести наедине.

  • Определение причины. Любое наше действие имеет в своей первооснове некую причину. Таковой может являться стресс. Нервное напряжение у детей возникает из-за семейных конфликтов, проблем в учебе, ссоры с друзьями, взаимонепонимания с учителями и даже из-за личностной душевной травмы. Поэтому родители должны внимательно следить за жизнью сына или дочери, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь своим детям. Важно откровенно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, чтобы определить причину его стресса. Выслушайте малыша, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень его любите и всегда готовы прийти на помощь.
  • Самоконтроль. Любой ребенок в детстве копирует модель поведения мамы или папы. Поэтому очень важно следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от малыша идеального поведения, если действия самих родителей оставляют желать лучшего. Поэтому присмотритесь сначала к себе. Возможно, ребенок взял вредную привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся бороться с ней.
  • Установление правил. В процессе воспитания очень важен такой момент, как установка определенных рамок. Объясняя малышу последствия его неверных действий, вы помогаете ему контролировать свои вредные привычки. Все правила должны быть заранее согласованы, оговорены и одобрены ребенком.
  • Развитие моральных качеств. У ребенка необходимо поддерживать эмоциональную стабильность. Сделать это не так уж сложно: нужно повышать уровень доверия между вами, во всём ему помогать. Иногда давайте малышу возможность самому принимать решения в своей жизни. Это способствует формированию самостоятельности, ответственности и уверенности в себе. А эти положительные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.

Если родители с раннего детства научили ребенка различать хорошее и плохое, если мама с папой подробно объяснили, что такое добро и зло, то у малыша уже в раннем возрасте сформируется правильная система ценностей. Благодаря этому, его модель поведения будет верной, и родителям нечего бояться.

Вредная привычка сосать палец

Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. В этот момент ребенок успокаивается, ему хорошо.

Читайте также:  Буллинг и как его преодолеть: Рекомендации психолога

Основная причина: неудовлетворенность инстинкта сосания, если не было грудного вскармливания или ребенка рано отлучили от груди. При этом если беременность у матери сопровождается сильными переживаниями, то для уменьшения стресса ребенок начинает сосать палец.

Такая вредная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства. Может возникнуть до рождения ребенка при нежелательной беременности, сильном стрессе в период беременности, тревожности и переживаний матери.

  • Возникает с 3 месяцев в любой неприятной для ребенка ситуации, когда ребенок уже сам может палец в рот себе положить.
  • Возникает с 5-6 мес., когда усиливается влияние психологических факторов.
  • Возникает, когда происходит резкое ограничение соски до 1,5-2 лет.

Основные психологические факторы:

  • Нежеланный ребенок, что проявляется отсутствием ласки и нежности со стороны матери.
  • Нежелание матери заботиться о ребенке, когда малыша передают на воспитание в детский дом, приемным родителям, няням.
  • Когда матери нет рядом длительное время. Сосание пальца для ребенка здесь – это способ успокоения.
  • Частые конфликты между родителями.
  • Алкоголизм и другие формы зависимости у родителей.
  • Когда ребенок предоставлен сам себе.

Если девочка перед засыпанием сосет палец, что делать?

Ответ: так она успокаивается. Ей перед сном нужны другие способы успокоения. Например, массаж, поглаживание, приятная музыка. Желательно задействовать ее руки, чтобы они были заняты – можете дать книжку подержать, а сами почитаете.

Вредная привычка сосать палец

Что НУЖНО делать:

  • Прежде всего нужно понят причину сосания пальца, т.е. что стоит за этим. Ребенок может этим компенсировать недостаточный контакт с мамой, ему еще плохо без мамы, его эмоциональное состояние здесь нестабильно.
  • Придумайте, что можно предложить ребенку взамен этой вредной привычке, доставляющей удовольствие. Можно, например, читать книжки на ночь, если ребенок большой, при этом книгу в руках будет держать сам ребенок.
  • Установить эмоциональный и доверительный контакт с ребенком.
  • Позаботиться о своевременном успокоении, если он волнуется, и снятии беспокойства.
  • Разумно использовать соску в раннем возрасте.
  • Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка.
  • Использовать при общении с малышом подвижные и эмоционально насыщенные игры.
Читайте также:  3 типа личности человека: узнай, к какому относишься ты

Если использовать все эти советы, то ни времени, ни потребности сосать палец у ребенка просто не будет.

Что НЕ НУЖНО делать:

  • Не надо пугать ребенка страшными историями про мальчиков и девочек. Например, одна мама пугала, что в животике у ребенка заведутся червяки.
  • Не нужно слишком ограничивать действия и проявления ребенка.
  • Не нужно устраивать скандал, кричать на ребенка по поводу его вредной привычки – тем самым вы вгоняете его еще в большее беспокойство.
  • Не намазывайте палец ребенка горчицей, зеленкой или чем-то иным горьким, кислым.
  • Не пытайтесь при каждом случае строго запретить ребенку сосать палец.
  • Не отбирайте резко соску в раннем возрасте (например, в 1-1,5 года, когда ребенок уже подрос).
  • Не привлекайте по поводу и без повода к этой привычке внимание малыша.

Ребенку уже 2 года, до сих пор сосет соску.

Ответ: Это нормально. Нервная система ребенка еще не способна справляться с такой нагрузкой: быть хорошей девочкой/мальчиком в садике и дома. Ребенку как-то нужно успокоиться, и комфортнее это сделать дома. Попробуйте не фиксировать внимание на соске.

еще раз учиться!

Весь процесс обучения у ребенка происходит через подражание. Так он учится улыбаться, ходить, говорить. Но в возрасте двух лет ситуация меняется: подражание становится осознанным.

С крайне заинтересованным видом ребенок становится рядом с вами и повторяет ваши жесты, когда вы чистите зубы или загружаете посуду в посудомоечную машину. Для него это игра, из которой вполне можно извлечь пользу, скажем, обучив ребенка основным правилам личной гигиены. Даже если вам не нравится видеть себя в ребенке как в зеркале, не прерывайте его. Один из основоположников отечественной психологии Лев Выготский говорил, что обучение существует там, где есть возможность интеллектуального подражания. Чаще всего действия, которые имитирует ребенок, сложны и новы для него.

Всего несколько месяцев назад он еще не был способен планировать свои действия. Сейчас он сначала думает, а потом принимается за дело. Он умеет ставить цель («Папа моет машину, а я вымою свой трактор…») и способен представить необходимые для достижения своей цели этапы («Мне нужно взять ведро, губку, мыло, налить воды…»). Его долговременная память также очень далеко продвинулась: например, он стал способен повторить сценку, свидетелем которой был несколько дней назад.

Когда истерики — это нормальный этап развития

До полутора лет истерик, как правило, не бывает, потому что ребенок еще не осознает себя как личность. Вот когда он начинает говорить не «Маша хочет кашу, а я хочу кашу» — значит, скоро родители столкнутся с истериками.

Чем меньше ребенок, тем более быстро и бурно развивается истерика. Соответственно, если маленький ребенок говорит «я хочу» и не получает то, что просил — уже через пару секунд может случиться истерика. Ребенок постарше, 3-5 лет, может какое-то время ходить за мамой и говорить: «Я хочу, я хочу, я хочу», — и только после этого разразиться плачем.

В периоды возрастных кризисов истерики обостряются. Самый яркий — кризис 3 лет. У кого-то он может начаться в 2-2,5 года. В этом возрасте абсолютно все родители сталкиваются с детскими истериками. И в зависимости от темперамента ребенка, а также реакции родителей ребенок закладывает свои модели поведения в истерике на будущее.

После кризиса 3 лет истерики, как правило, сглаживаются, возвращаясь во время кризисов 7, 9, 12 лет и в подростковом возрасте. Но эти периоды уже менее продолжительны, и истерики в этом возрасте не так ярко выражены.