Как готовиться к школе без стресса и нравоучений

Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице.

Подготовка к школе – эмоциональный настрой

Важно эмоционально подготовить ребенка к школе. Разговоров о школе не избежать, поэтому необходимо вести их в оптимистичном тоне, акцентировать внимание на новом и интересном, что ожидает ребенка в новом учреждении. Никаким образом не показывайте ему свою озабоченность и тревожность (а они будут) по поводу смены обстановки. Никогда не следует пугать ребенка школой и учителями, в этом возрасте слова взрослых глубоко западают в душу (ребенок доверят окружающим и все принимает за чистую монету), оказывают большое влияние на формирование ценностных установок личности.

Проводите параллели с детским садом, обсуждайте с ребенком позитивный опыт, приобретенный им, чему он научился, как интересно ему было общаться с одногруппниками. Говорите, что в школе он приобретет много новых друзей. Не скупитесь на положительные оценки его достижений, хваля его, вы повышаете его самооценку, прививаете чувство уверенности в своих силах.

Какими знаниями должен владеть будущий школьник

Подготовка к школе, как правило, начинается заблаговременно до начала занятий. Родители самостоятельно стараются привить интерес к обучению, мотивацию и дисциплину. Если ребёнок помимо детского сада не посещал занятия по подготовки к школе и родители не занимались с ним самостоятельно – ответственность ложится полностью на них.

Если за несколько месяцев до школы обнаружатся пробелы в знаниях — поздно что-либо исправлять. Психологи рекомендуют посвятить оставшееся время отдыху и психологическому настрою.

Современные педагоги нередко убеждены, что новоиспечённый первоклассник обязан знать алфавит, умеет считать и владеет таблицей умножения.

Какими знаниями должен владеть будущий школьник

Для будущего школьника достаточно владеть социальными навыками, так как ему необходимо строить межличностные отношения со сверстниками, учителями, быть самостоятельным в повседневных бытовых задачах.

Помимо этого ребёнку нужно знать:

  1. Своё ФИО и родителей, домашний адрес и телефонный номер (при наличии).
  2. Наиболее распространённые растения и животных.
  3. Дни недели, название месяцев, времена года и их особенности.
  4. Цвета, виды спорта, популярные профессии.
  5. Главные праздники.
  6. Известных музыкантов, поэтов, писателей.
  7. Правила дорожного движения.
  8. «Право» и «лево».
  9. Стороны света.
  10. Признаки предметов, видеть их отличия.
  11. Уметь складывать и вычитать в пределах 10.
  12. Отличать глухие и звонкие буквы.
  13. Вырезать фигуры по контуру.
  14. Правильно владеть ручкой и карандашом.
Читайте также:  Работающие родители детей-инвалидов: ваши права

Причина

Причин того, что ребенок не желает идти в школу, может быть много. Самая простая и банальная – например, кто-то из детей старшего возраста рассказал вашему ребенку, что в школе совсем не так весело и хорошо, как рассказывают взрослые. “Учиться – это сложно, уроки надо учить, оценки ставят не всегда те, что хочется, учитель ругается, времени погулять мало” и т.д. В таком случае, задание родителей –  убедить ребенка в том, что это не так. Мультфильмы и кинофильмы про школу, книги, собственный жизненный опыт помогут вам в этом. Согласитесь, что рассказ отца или мамы будет намного авторитетней, чем рассказ знакомого во дворе. Выявляйте свои актерские способности, рассказывайте ребенку интересные и веселые моменты со своей школьной жизни.

У ребенка может сложится плохое представление о школе, если родители или воспитатели переусердствовали с подготовкой. Сегодня много родителей хотят, чтобы будущий ученик умел и читать, и писать, и считать как минимум  до 100. Поэтому,  детей с очень маленького возраста уже отдают в разные подготовительные  школы. Но,  стоит учитывать, что программы подобных курсов не соответствуют нормальным  психологическим требованиям ребенка дошкольника. Кроме того, занятие в таких школах очень часто проводиться вечером после садика или у выходные дни. Тогда ребенок теряет час, когда он должен играть и гулять. Занимаясь в таком режиме, дети понимают, что учеба – это сложно и нудно. Результат – отсутствие желания ходить в школу.

Быть готовым к школе – не означает уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – означает быть готовым всему этому научиться.

Иногда случается, что родители не уделяют нужного внимания вопросу учебы. Не отвечают на детские вопросы о школе и считают, что рано об этом говорить.

Но, все-таки, отсутствие желания идти в школу объясняется тем, что ребенок не готов к смене обстановки к которой привык. Ему хочется играть, вместо того, чтобы сидеть за партой. Поэтому, нужно убедится, что учеба в классе соответствует принципам, которые рассчитаны на детей 6 лет:

  • Например, материал должен излагаться так, чтобы ребенок мог видеть все то, о чем рассказывает учитель.
  • Уроки, обязательно, должны проходить в игровой форме и длиться не более 45 минут. Потому что в таком раннем возрасте ребенок не способен так долго удерживать внимание и сидеть неподвижно, слушая учителя.

Один момент о форме обучения

Нашла его у опытного педагога, который давал советы родителям. Можно и из-под палки заниматься с крохами. Но так мы рискуем нанести психологические увечья нашим малышам. А потому, давайте делать это в игровой форме, заинтересовывая, а не принуждая.

Что в этом поможет:

  • Наглядный материал: сказки, мультики.
  • Если не превышать нагрузку. Объем материала подбирать по силам малыша, и регулировать его во время занятий.
  • Подбирать время, когда он не уставший и не голодный.
  • Правильная мотивация.
  • Вознаграждения после занятий (прогулка, чаёчек и т.д.).

И всегда хвалите. Отмечайте любую мелочь, где кроха преуспел!

Катерина Ромм, педагог — психолог, ООО «Мера Мира»

Катерина также придерживается мнения, что для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее (примерно за год). «В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них примерно за год до поступления в школу. Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил:

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности. В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка.

2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию.

3. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей.

Домашнюю работу нужно сделать до завтра

4. Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

5. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости».

Читайте также:  Нарушения обоняния. Причины и лечение

Занятия математикой

  • хорошо начинать эти занятия со счета простых, привычных предметов, таких как игрушки, конфеты, фрукты. Позже можно постепенно перейти на счетные палочки или специальные карточки. Учитесь считать целыми числами;
  • эффективно изучать цифры парами. Например, 1 и 2, 5 и 6. Так ребенку будет легче понять, что если к пяти яблокам прибавить одно, то получится шесть яблок. За один урок нужно изучать одну числовую пару, а в начале следующего повторить изученное и только тогда приниматься за новые числа.
  • чтобы заинтересовать ребенка геометрией, можно изучать геометрические формы на примере печенья. Сегодня в магазинах Вы найдете и квадратное, и круглое, и треугольное печенье.
  • когда простые фигуры изучены, можно приниматься за их чертеж с помощью линейки;
  • все перечисленные виды деятельности полезно чередовать между собой.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Важно! Ребенок должен правильно понимать свою роль в обучении.

Психологическое равновесие

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Упражнения

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.