Девиация – это совокупность отклонений в поведении личности, в основе которых лежит нарушение социальных норм и правил. С точки зрения обществознания, девиации в социуме – это угроза для безопасности. Все это понимают, но при этом аморальные поступки и противоправные действия сегодня не являются редкостью.
Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:
- позитивные отклонения от усредненной нормы;
- негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
- противоправные и преступные действия;
- культурные отклонения;
- агрессивные действия;
- асоциальные поступки;
- негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).
Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.
По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.
Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:
- негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
- нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
- позитивные (самопожертвование).
Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:
- аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
- асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
- антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:
- Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
- Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
- Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
- Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.
Н. Майсак в основу анализа поведенческих аномалий положила два параметра: направленность действий девианта и отношение общественности к его поступкам. По направленности действий индивида его поведенческие реакции могут быть:
- конструктивными (творческое самовыражение);
- аутодеструктивными (индивид совершает действия, которые ведут к его деградации или даже смерти);
- внешнедеструктивными (могут выражаться в виде конфликтного поведения, словесных оскорблений, противоправных действий в отношении окружающих).
С позиции отношения социума к девиантным проявлениям, все отклоняющееся поведение можно разделить на следующие типы:
- просоциальные (находят одобрение со стороны большинства людей);
- нейтральные (не угрожают жизни и здоровью окружающих, но при этом отношение к ним неоднозначное);
- социальные (преступления).
В современном мире отдельной разновидностью отклоняющегося поведения являются легитимные девиации, к которым относятся различные молодежные субкультуры.
Определение психологии как науки
Психологические науки дают человеку возможности познания окружающих людей, самого себя. Понимание окружающих, в свою очередь, обеспечивает признание в социуме, важное для качества жизни.
Что изучает психология? Современная дисциплина нацелена на рассмотрение ряда теорий, и практических приемов, объединение самых эффективных методик. Она делится на научную и прикладную:
- Общество — что это такое в широком и узком смыслах слова | KtoNaNovenkogo.ru
- Понятие малой группы и ее психологии — презентация онлайн
- Понятие и виды информационно-психологического воздействия
- Научная психология. Изучение личностных характеристик, поведения в обществе, развития человека.
- Прикладная психология. Решает текущие проблемы, насущные вопросы путем применения ряда специализированных принципов.
После осознания понятия, что это психология, становится ясно, что субъект исследования современных специалистов — человеческая личность, его мышление, создание характерных черт. Человек, не имеющий основных знаний по психологии, обладает меньшим количеством преимуществ по сравнению с индивидом, разбирающимся в этой области. В частности, он более склонен к паническим, стрессовым состояниям, являющимся ответом на отрицательные явления. Человек, ознакомленный с азами психологии, стойкий к отрицательному воздействию непредсказуемых деталей на его восприятие реальности.
Эмпатия — это хорошо или плохо
Польза от понимания чужих эмоций очевидна. Если не брать во внимание крайности, то данный навык оказывает помощь в карьере, облегчает общение, улучшает психологический настрой в коллективе и способствует повышению самооценки. Имеет ли развитая эмпатия плюсы и минусы? Очевидно, да. Польза эмпатии уже обозначена в статье, а вот с тем, как эмпатия влияет на человека с отрицательной стороны, нужно разобраться. Эмпатия в общении может не только улучшать психическое состояние, но и ухудшать его, действуя подавляюще.
► Гиперэмпатия чревата эмоциональными перегрузками и срывами. Человек вынужден всё происходящее вокруг пропускать сквозь своё сознание. При этом в душе остаётся след от чужой боли и страданий. На восстановление уходит длительное время.
► Гиперответственность – качество, которым обладают сильные эмпаты. Они часто ощущают излишнее чувство вины за события, к которым не имеют никакого отношения. Полагая, что обязаны помогать всем и каждому, не способны рассчитать собственные силы и возможности.

► Эмпатические способности могут перерасти в крайнюю степень альтруизма и самопожертвования. Помогая кому-то в ущерб собственным интересам, человек постепенно погружается в болото своих нерешённых проблем.
► Высокие эмпаты обладают природной деликатностью и не способны вести себя грубо или категорично по отношению к другим. Они страдают от хамства и производят впечатление безвольных людей, слабостью которых можно воспользоваться.
Виды и функции общения в психологии
08-07-2014 Теги: виды общения,типы личности
Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.
Сущность общения
Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом.

Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше.
Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.
Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.
Определяем функции
Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.
Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды
- Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
- Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения «живыми» эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование «смайликов» при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.

Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:
- контактная предполагает общение для налаживания отношений с другим человеком или группой людей;
- побудительная функция используется для того, чтобы подвигнуть человека на совершение каких-либо практических действий;
- информационная ставит своей целью передачу или обмен информацией;
- координационная функция — это общение для составления общего согласованного плана действий в работе;
- эмотивная — передача чувств и эмоций, которые хочется выразить;
- педагогическое общение стоит особняком, так как совмещает в себе все вышеперечисленные цели. Общение между учителем и учеником гораздо сложнее и содержательнее, чем просто передача информации. Здесь присутствуют и установление контакта, и координация действий, и побуждение, и информирование и т.д. Также обязательно наличествует и перцептивный элемент, который подразумевает одновременно восприятие информации, осмысление ее и (что очень важно) личную оценку, составление своего собственного мнения. Это объясняется тем, что в процессе взросления ребенок (а потом и подросток) проходит по очереди все стадии становления и взросления личности.
Видео: Психология общения
Социум в философии
Раздел, исследующий объединения людей называется социальной философией. Объектом изучения философов является уникальность организации человеческого общества, в сравнении с другими представителями животного мира.
Людей и зверей роднят общие врожденные инстинкты обеспечения безопасности, самосохранения, стремления к продолжению рода. Однако сложность социального устройства мира людей многократно превышает любые аналоги в природе. Философы ставят перед собой задачу понять причины этого, что поможет лучше понимать функционирование всех социальных структур.