Чем занять и как развлечь малыша до года

Развивающие игры с каждым годом все больше набирают популярность. Развитием когнитивных функций у детей плотно начинают заниматься с самого их рождения. Но многие родители думают, что игрушки должны обязательно нести обучающий характер. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Какие игрушки интересны малышам до года

Сначала выясним, а какие игрушки интересны малышам до года. Потом посмотрим, как можно самостоятельно их соорудить. Приглашаю всех окунуться в период мимишного детства своих крох, и вспомнить, как приятно было самим придумывать или заимствовать идеи у опытных родителей, чтобы сконструировать забавные поделки.

Поделитесь, пожалуйста, этими проектами и своими впечатлениями от труда над ними! Зачем я об этом прошу? Чтобы вы заразили нас! Чтобы, после прочтения статьи и ваших комментариев, читателям захотелось творить и радовать себя и своих маленьких детишек!

Какие игрушки интересны малышам до года
Какие игрушки интересны малышам до года

Почему порядок в детской и игрушках важен для ребёнка

Ребёнку нужен порядок, чтобы освоить что-то новое, исследовать с разных сторон, без препятствий погрузиться в этот процесс изучения. Когда есть порядок, малыш может взять любую игрушку или вещь, которая ему необходима для развития. Важно и то, что ребёнок может всё сделать без помощи мамы — взять, поиграть столько, сколько нужно, потом убрать на место. А у мамы появляется время на свои дела. И при этом она будет спокойна, что ребёнок занят полезным делом.

Бывает, что у родителей возникает сомнение — зачем тратить время на то, чтобы продумать порядок в детской? Это бесполезно, ведь ребёнок всё равно всё разбросает. Ведь можно расслабиться и подождать, пока он повзрослеет и пойдёт в сад. Вот тогда и потребуется призвать его к порядку, ввести правила и следить за тем, что он их выполняет.

Но если отпустить ситуацию на самотёк, то есть риск столкнуться с негативными последствиями. Ребёнок не научится концентрироваться и уделять достаточно внимания какому-то делу, не сможет запоминать алгоритмы и следовать им. Могут возникнуть проблемы с речью и моторикой.

Трудно связать эти проблемы с тем периодом, когда в детской отсутствовал порядок. Но эти вещи взаимосвязаны —  порядок на раннем этапе развития помогает ребёнку впитать вот этот внешний порядок, который затем становится основой его внутреннего порядка, логики, мышления и памяти.

Начинается всё с простых шагов, когда из-за дня в день ребёнок следует определённому алгоритму, который выстраивает для него взрослый. Мы проснулись, умылись, переоделись, позавтракали, и только затем мы можем поиграть во что-то и потом обязательно положить это на место. И так изо дня в день. Или мы вернулись с прогулки, мы разулись, сняли верхнюю одежду, помыли руки, переоделись, и только потом уже у нас следует либо игра, либо какая-то другая деятельность. Но в любом случае, есть определённый алгоритм. Ты взял игрушку, ты можешь поиграть с ней вот здесь, ты можешь потом убрать её на место.

Порядок в детской мотивирует ребёнка самому выбирать занятие и убирать игрушки на место после игры

Виды развивающих игрушек

развивающие игрушки делятся на обучающие и творческие, также их разделяют по возрасту ребенка

Первая классификация развивающих игрушек: развивающие и обучающие игрушки, игра с которыми позволяет малышу играть и учиться одновременно, а также развивающие игрушки для творчества.

Виды развивающих игрушек

Еще один способ классификации – возраст ребенка, для которого предназначена такая игрушка. К примеру, изготовители производят развивающие игрушки для малышей до года, от одного года до двух лет, от двух лет до трех лет, и т.д.

Некоторые развивающие игрушки универсальны по своей сути и человек может играть ими всю свою жизнь независимо от возраста. К примеру, мячик, которым можно играть и в полгодика, и в 50 лет и в более старшем возрасте. Простой мяч может стать помощником в изучении окружающего мира: с ним можно узнать цвета, даже законы физики. При этом мяч – это очень доступная игрушка, которую могут позволит себе все родители независимо от материального положения.

При этом универсальной должна быть любая развивающая игрушка. Когда развивающая или обучающая игрушка помогает осуществлять только одно из задуманных действий, то вряд ли ее можно назвать игрушкой, обладающей развивающими или обучающими свойствами.

Виды развивающих игрушек

На сегодняшний день создатели стараются объединить в одной игрушке несколько, таким образом, создаются целый игровые столы, игровые консоли. Так в одном месте могут быть соединены пирамидки, шнуровки, другие обучающие элементы. Развивающая игра должна не только развивать ребенка, но и быть интересной ему. В игровой форме малыш будет осваивать множество полезных навыков, испытывая при этом только позитивные положительные эмоции, потому и навыки останутся у него в подсознании надолго.

Читайте также:  Реслип: отзывы пациентов, цена, инструкция, аналоги

Естественно, что развивающей игрушка становится только тогда, когда к играм ребенка присоединяется взрослый. Участие родителей позволяет игрушке не только развлекать малыша, но и учить, и развивать его.

О любой развивающей игрушке можно говорить много, будь то пирамидка, мяч, кубики, так как каждая из них уникальна по своим свойствам. При выборе развивающей игрушки стоит обратить внимание на некоторые акценты. Конечно же, любая, даже самая интересная развивающая игрушка станет еще увлекательнее для крохи, если родители приложат немного своей фантазии.

Виды развивающих игрушек

Игрушки неестественных форм и цветов

Психологи утверждают, что игрушки помогают ребенку формировать объективную картину мира. Поэтому игрушки должны по размерам и цветам походить на реальные предметы. Слоны должны быть серыми и большими, кузнечики — зелеными и маленькими. Кто-то скажет, что такие игрушки развивают воображение, но это не так. Воображение работает по принципу склеивания известных ребенку образов и эталонов: когда он сядет рисовать слоника, он сам добавит ему синего цвета, если захочет. Но пусть он знает, что на самом деле слон серый, трава зеленая, соловей — птица, а белки не умеют разговаривать человеческим голосом.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Развитие последовательности действий

Какие игрушки не стоит покупать:

1. Новорождённому не покупайте пушистые игрушки (медведей, собак), потому что малыш в первые несколько месяцев тянет все в рот.

2. Игрушки неизвестного производителя и низкого качества, которые издают неприятный запах. В них могут использоваться опасный пластик, клей и краска.

Читайте также:  В основе гештальт психологии лежат понятия

3. Игрушки с жестоким выражением лица, потому что дети будут их бессознательно копировать.

4. Не стоит мальчишкам покупать оружие, даже пластмассовое. В них проявляется больше агрессии, чем желания кого-то защищать с помощью оружия.

5. Игрушки, не соответствующие реальности — оранжевые зайцы, голубые мишки, розовые слоны.

Другие развивающие игрушки

Среди множества современных развивающих пособий: карточек, книг, пазлов для малышей, рамок-вкладышей, сенсорных коробочек, танграмов, геометрических пирамид, пособий по Монтессори, Доману, Зайцеву, Никитину, Кюизинеру и по ВаськеПупкину и аналогичного товара стоит попробовать 1-2 варианта.

Если ребенку понравится — отлично. А нет — ничего страшного. Даже если ребенок соседки в 1 год уже… ого-го-го!

Другие развивающие игрушки

Реплика из личного опыта: в 1-м классе дети, читающие с года (двух, трех лет) по методике Домана или Зайцева, занимающиеся с рождения по Монтессори (несмотря на то, что методика Марии Монтессори предназначена для детей от 3 лет и старше), собирающие пазлы из немыслемого числа деталей — не имеют почти никакого преимущества над «обычными» детьми, потому что проблема у современных детей другая, общая, несмотря на «раннее развитие» или его отсутствие: психическая и физиологическая неготовность к школе.

А к 4-му классу, когда читают все одинаково, несмотря на возраст «старта» (равно как и в туалет все ходят одинаково хорошо, независимо от того, ходили ли в памперсе до трех лет или «высаживались» с рождения) — с улыбкой смотришь на увлеченных методиками «раннего развития» родителей. Ну, лишь бы всем нравилось, да не навредили.

Усовершенствованная мозаика Монтессори для годовасиков по-китайски с алиэкспресс. Классная, но совсем необязательная игрушка для детей.

В развитии ребенка посредством различных методик, пособий, игрушек важно найти свою «золотую середину». Популярное «раннее развитие» — всего лишь модное увлечение родителей, популяризованное маркетологами детских товаров. Но и полагать, что «само вырастет» и «в садике научат» — наивно и безответственно.

Другие развивающие игрушки