Атипичный аутизм. Симптомы атипичного аутизма

Аутизм — это собирательный термин для обозначения нарушения социальной адаптации ребенка, речевой функции и психического развития. Дети с такой патологией не могут построить нормальные взаимоотношения со сверстниками и избегают социальных контактов. Часто возникает неверное восприятие эмоций, поэтому аутисты живут в своем собственном мире, который трудно понять другим.

Что такое аутизм?

Ученые считают, что аутизм вызван нарушением психологического и эмоционального развития. Впоследствии это влияет на то, как ребенок ведет себя, общается, взаимодействует с другими людьми и воспринимает окружающую среду.

Поэтому аутизм еще называют расстройством обработки информации и восприятия. Этот термин говорит о том, что аутисты по-другому обрабатывают данные, которые они воспринимают в окружающей среде.

Такие дети активно избегают зрительного контакта, отказываются от физической близости и не реагируют на жесты и выражения лица. Они не понимают чувства других людей или неправильно истолковывают их. Поэтому аутисты больше интересуются объектами, чем людьми.

Одновременно нарушается развитие речи. Обычно такие дети начинают говорить очень поздно, иногда вообще не произносят ни слова. Типичные отклонения в их поведении: выполняют стереотипные, всегда одни и те же движения, которые регулярно повторяют. Попытки прервать ритуал вызывают недовольство.

Часто аутисты имеют узко ограниченные интересы, которым посвящают основную часть своего времени. Нередко они обладают необыкновенными способностями или талантами — например, в изобразительном искусстве или математике. В этом случае говорят об «островном таланте» или синдроме Саванта. Согласно статистике, около половины всех людей с необычными способностями являются аутистами.

Факты об болезни:

  • Из 1000 детей в среднем от 1 до 6 страдают аутизмом в раннем детстве.
  • Приблизительно в 70% заболевание сочетается с умственной недостаточностью.
  • Мальчики болеют гораздо чаще — в среднем на 4 пациента мужского пола приходится 1 девочка.

Лечение аутизма

Наиболее часто для лечения аутизма прибегают к поведенческой терапии, основанной на вознаграждении правильного поведения. В случае применения данной терапии на раннем этапе заболевания удается научить детей обслуживать себя и общаться с другими людьми. Лечение аутизма может включать физическую и речевую терапию, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Такие признаки аутизма, как обсессивно-компульсивное расстройство или депрессия, как правило, предполагают применение лекарственных препаратов.

Семейная терапия в лечении аутизма имеет огромное значение, поскольку родители и родственники могут оказать ребенку огромную помощь в процессе его адаптации к внешнему миру. Родителям, ухаживающим за ребенком с аутизмом, следует тщательно планировать перерывы в течение дня, это позволит сэкономить физические и моральные силы, необходимые для заботы о таком малыше. Когда ребенок подрастет, рекомендуется обращаться за помощью к окружающим, поскольку в одиночку справиться с данной проблемой достаточно сложно. Также очень важно общение и взаимная помощь между семьями, в которых подрастают такие же особенные дети.

Эффективное лечение аутизма основано на квалифицированной помощи врачей и максимально адаптированном поведении родителей к потребностям ребенка.

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

  • Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).

— Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший — всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда–либо.

— На улицу — с истерикой, с улицы — с истерикой. В ванну — с криком, из ванны — также. Далее составляющие можно менять.

  • Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

— Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные — кричал на разные голоса очень пронзительно — ему нравилось; визуальные — часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки; тактильные, вестибулярные — кружился, висел вниз головой.

— Начал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. Вот они — ранние признаки….

— Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

— Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

  • Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

— Плакал часто и много, не спал много и часто.

— Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

Читайте также:  Эффект дежавю – 5 научных версий своими словами

Симптомы аутизма

Классические признаки

Существует классическая триада симптомов.

  1. Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
  2. Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Ритуалы таковы: помыть руки обязательно пять раз, дважды обходить вокруг дома каждое утро, есть только одной ложкой, ходить только в красной рубашке и т. д.

  1. Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.

Дополнительные признаки

Дополнительные критерии аутизма:

  • эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);

— Как тебя зовут?

— Тебя зовут.

Симптомы аутизма

— Тебя зовут Дима.

— Зовут Дима.

  • снижение чувствительности к боли;
  • стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
  • самоповреждения (селфхарм);
  • снижение чувства самосохранения;
  • невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;

Пример:

Симптомы аутизма

Звонит телефон. Мама спрашивает у дочери:

— Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.

— Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.

Телефон продолжает звонить.

Симптомы аутизма
  • невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
  • избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
  • сложности с засыпанием;
  • приступы агрессии, гнева;
  • гиперактивность;
  • снижение концентрации;
  • неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.

Паниковать нужно, когда начинают проявляться несколько признаков постоянно. Нужно обратить внимание и на силу их проявлений. Для ребёнка естественно иметь любимую игрушку и стесняться незнакомых взрослых. Но если истерика из-за забытой машинки не утихает третий час и вы всерьёз подумываете просить пилота остановиться… Вычурность, интенсивность, постоянность таких ситуаций – повод проконсультироваться у врача.

Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).

Симптомы аутизма

Особенности внешнего вида

Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:

  • человек не смотрит в глаза;
  • погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
  • избегает случайного тактильного контакта;
  • отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
  • при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
  • неопрятность в одежде;
  • неуклюжесть.
Симптомы аутизма

Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:

  • ребёнок мало улыбается;
  • почти не привлекает к себе внимания;
  • не оживляется при виде мамы и папы;
  • не гулит, не лепечет;
  • взгляд фиксирован.

Всегда ли у людей с РАС есть умственная отсталость?

Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.

Симптомы аутизма

Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.

Другие виды аутизма

Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве. Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.

Аутизм и ДЦП

Нередко диагностика аутизма, особенно у детей первых годов жизни, представляет трудности, поскольку некоторые его проявления могут походить на симптомы других аномалий психического развития – умственной отсталости, невропатии и глухоты. Иногда ошибочно ранний аутизм заменяется диагнозом ДЦП. Это происходит из-за того, что при этих заболеваниях дети могут не пользоваться речью, необычно двигаться, ходить на цыпочках, иметь трудности с балансом и координацией, отставать в развитии, испытывать боязнь к новому. ДЦП и аутизм имеют много похожих симптомов, но их характер отличается. Важно найти грамотного специалиста, который сможет поставить правильный диагноз, что позволит начать своевременное и правильное лечение.

Аутизм и ДЦП

По данным исследований, помимо традиционных методов, показывают хорошие результаты в лечении аутизма дельфинотерапия и арттерапия. Использовать их стоит только в качестве дополнения к основным методам борьбы с болезнью.

Лечение атипичного аутизма

Что такое атипичный аутизм, как его диагностируют и лечат? Диагностика включает наблюдение за ребенком и проверку его способностей. Большая часть информации поступает от родителей или опекунов. Если врач подозревает наличие у ребенка аутизма, но симптомы заболевания не отвечают всем критериям расстройств аутического спектра, ребенку могут поставить диагноз «атипичный аутизм».

Читайте также:  Как завоевать мужчину Рака женщине

На этом этапе возникает множество новых вопросов. Для детей с данной формой заболевания не существует специальной системы лечения. Врачи обычно ограничиваются лечением симптомов. А методов лечения самого заболевания в настоящее время не существует. Лечение симптомов зависит от степени тяжести и формы заболевания. При эффективном устранении проявлений атипичного аутизма состояние пациентов улучшается.

В некоторых случаях наилучшим методом лечения ребенка с атипичным аутизмом является индивидуальная терапия, которая занимает значительную часть дня. С другой стороны, некоторым детям требуется меньше взаимодействия с окружающими, что способствует уменьшению симптомов.

Первостепенную важность имеет тот фактор, чтобы человек, работающий с ребенком, хорошо понимал, что нужно каждому пациенту и в совершенстве владел различными методиками лечения.

Иногда лечение происходит методом проб и ошибок, когда врач пробует разные методики до тех пор, пока у ребенка не появятся улучшения. И даже в случае, когда симптомы болезни у ребенка выражены не слишком сильно, необходимо продолжать лечение в течение достаточно длительного срока, пока не наступит заметное улучшение.

Может ли аутизм сопровождаться другой болезнью?

Аутизм может сочетаться с другими нарушениями или инвалидностью психической и физической природы (умственная отсталость, эпилепсия, сенсорные расстройства, генетические дефекты и т.д.). Существует до 70 диагнозов, способных комбинироваться с РАС. Часто болезнь ассоциируется с проблемным поведением различной интенсивности.

Может ли аутизм сопровождаться другой болезнью?

Некоторые люди с аутизмом имеют только незначительные проблемы (например, отсутствие толерантности к изменениям), в то время, как для других типично агрессивное поведение. Кроме того, с аутизмом часто связана гиперактивность, неспособность сосредоточиться, выраженная пассивность.

Как максимально развить потенциал вашего ребенка

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, вы сможете досконально разобраться в особенностях психики своего ребенка. Почему он так себя ведет, в каком подходе нуждается. Это позволит минимизировать негативные реакции ребенка и даст возможность обрести ключик от его внутреннего мира, выработать единственно правильный подход к обучению и воспитанию именно вашего малыша с учетом всех его природных особенностей.

Опыт применения системно-векторной психологии доказывает, детям с аутизмом можно помочь! Смотрите видео-отзывы, о снятии диагноза аутизма у детей рассказывают родители, прошедшие тренинг Юрия Бурлана:

Отзывы специалистов, работающих с детьми аутистами, можно почитать по ссылкам: и

О том, как помочь своему ребенку достичь максимального раскрытия своих способностей, вы сможете узнать на лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных лекций по этой ссылке.

  • Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

  • Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

  • Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

  • Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Нарушение коммуникации

Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)

При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.

Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

  • Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации
  • Отсутствует реакция на собственное имя
  • Не наступает или задерживается «возраст вопросов»

Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Как помочь ребенку и подростку?

Аутизм не лечится. Можно работать только с отдельными симптомами.

Коррекция симптомов включает в себя:

  • работа над социальными навыками;
  • лечение сопутствующих болезней;
  • лечебная физкультура, если наблюдаются проблемы с координацией;
  • необходим логопед, если есть проблемы с развитием речи;
  • работа над рутинными действиями, если они слишком навязчивы.

Советы аутистам:

Как помочь ребенку и подростку?
  1. Составьте расписание и следуйте ему. Не стесняйтесь говорить вашим родным и знакомым, что вы не любите неожиданности. Просите предупреждать заранее о каких-либо планах.
  2. Постарайтесь минимизировать все раздражающие факторы.
  3. Старайтесь избегать людей, которые не хотят вас понимать и принимать все ваши особенности.
  4. Хорошо спите. Недостаток сна может ухудшить ваше состояние.
  5. При возникновении каких-либо проблем обращайтесь к психиатру/психотерапевту.

К сожалению, неизвестно что именно вызывает аутизм. Поэтому, если вы заподозрили у вашего ребенка высокофункциональный аутизм, то:

  1. Постарайтесь максимально проработать все «особенности» характера со специалистами. Это психолог, психиатр, психотерапевт, невролог, невропатолог, логопед.
  2. Не забывайте о себе. Если вас эта новость сильно огорчила, то обратитесь к психологу/психотерапевту.
  3. Не стоит винить друг друга.
  4. Не срывайтесь на ребенке.
  5. Не устраивайте «траур».
  6. Не ведите себя с ребенком как с больным. Но и не ждите от него «нормальности».
Читайте также:  Как перевоспитать избалованного ребенка?

Четыре основные группы РДА раннего детского аутизма

Характеризуется нарушением социального характера и чувствительности, особенностями интеллектуального развития, отсутствием абстрактного мышления. Если вовремя диагностировать  и проводить коррекцию аутизма с раннего возраста, то такие дети-аутисты вполне могут окончить общеобразовательную школу и быть полноценными участниками социума.

Также существует классификация аутизма по Никольской О.С. (ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»), широко используемая в клинической практике. Эту классификацию еще называют психологической классификацией детского аутизма, она служит для  разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

1 группа. Дети, отрешенные от мира. У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта.

2 группа. Дети, не принимающие внешний мир. Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально.

3 , которые, ушедшие в свой собственный мир. Такие детки сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику.

4 группа. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.

Существуют и другие классификации аутизма, но определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист. От себя добавлю: чем раньше выявить аутизм у малыша, тем проще его адаптировать к нормальной жизни в обществе. Дорогие мои, будьте внимательны к своим сокровищам!

Алгоритм действий после установки диагноза

Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания.

Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

  • Медикаментозное лечение назначается для устранения симптомов болезни. Иногда аутизм сопровождается синдромом протекающего кишечника, аутоагрессией, нехваткой определенных витаминов и минералов, судорогами. При агрессивном поведении назначают нейролептики или психотропные препараты, при эпилептической активности выписывают противосудорожные препараты и т. д.
  • Помощь психолога сложно недооценить в развитие детей с аутичным спектром. Психолог разрабатывает систему игровых форм, которые способны оказывать влияние на поведение и развитие ребенка, постепенно приводя их в норму. Не стоит говорить о том, что специалист должен быть высокой квалификации, обладать должными знаниями и умениями и обязательно любить детей. Только такой человек сможет попробовать найти «ключик» к непростому ребенку.
  • Коррекционные занятия являются обязательным методом в терапии, которые дополняют основные. Реабилитационные методики очень различаются между собой, это могут быть спортивные занятия, изобразительное искусство: то, чем интересуется ребенок. Так как аутичные дети зачастую очень любят животных, то их можно водить на иппотерапию или канис-терапию с участием лошадей или собак.

К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении – это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует – каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.

Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным 

не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

Алгоритм действий после установки диагноза

Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

Важно! При анализе симптомов и постановке диагноза должны быть исключены умственная отсталость, специфические нарушения речи, слуха, психические расстройства со сходной симптоматикой (синдром Ретта, дезинтегративное расстройство).

Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.