5 самых крупных ошибок родителей в воспитании и обучении детей

В основном родители общаются со своими детьми так, как с ними общались их родители. Некоторые, наоборот, все позволяют своим чадам, а потом не знают, как с ними справиться. Другие доверяют воспитание своих детей профессионалам. Ведь специалисты знают и придерживаются правильных принципов воспитания детей.

О чем общаться

Ребенок может быть сосредоточен лишь на том, что ему интересно. Если пытаться переключить его внимание на что-то другое, его мозгу приходится расходовать больше энергии, чем на то, что ему интересно. Если ребенку не интересно определенная игра, то слова ему не запомнятся никак. Все времяпровождения нужно быть с ребенком на одном уровне, например, читать книгу, вместе сидя на полу, рисовать вместе за одним столом, смотреть любимый мультик, взяв его на руки.

Одно из исследований определило, что разговор взрослого с ребенком, с которым сюсюкались с 11 до 14 месяцев, влияет на то, что малыш знает больше слов, чем тот ребенок, с которым разговаривали «по-взрослому». Добрые слова очень быстро привлекают внимание малыша и вскоре хорошо запоминаются. Нужно говорить вслух все свои движения или то, что надо сделать. Это один из способов окружить ребенка речью. Комментирование не только увеличивает запас слов, а еще и связывает звуки или слова с действиями. Например: «Берем зубную щетку. Та, которая розовая, это твоя, а зеленая — сестрички».

Самый ценный этап развития ребенка – это разговор родителей и детей. Не нужно задавать вопросы, на которые ответы «да» или «нет». Таким образом словарный запас не расширяется, а ребенок просто вспомнил старые слова, которые он знал до этого. Чтобы ребенок начал мыслить, надо задавать ему вопросы «почему», «как», «где». Темы разговора с ребенком достаточно разные и зависят от интересов семьи.

Все, что нужно знать о воспитании ребенка до года

Правильное развитие зависит от окружения крохи: людей, предметов, атмосферы дома, физического комфорта. Полученные знания и представления о мире в ранний период, закладываются в памяти. На подсознательном уровне маленький человечек понимает ― они пригодятся в будущем. Ребенок делает какие-то выводы, развивает рефлексы, нужные в дальнейшей жизни.

Родители играют главную роль в воспитании детей от рождения до года, и дальше по жизненном пути. Поэтому важно иметь правильные представления о способах развития малыша.

«Наглядный пример». Воспитание вашего ребенка по месяцам

Развитие младенца до года условно делят на 4 периода. Каждый характеризуется обретением новых навыков и возможностей.

От 0 до 3 месяцев Адаптация к окружающему миру. Развитие органов чувств. Формирование биологических часов. Становление мышечного корсета. Младенец прежде был в утробе матери, оказавшись снаружи, ему трудно понять где он, что с ним происходит. Чувство голода, переваривание пищи, сон ― для него ново. Это сложный период и психологическая встряска. Он не ощущает маму так близко, как раньше. Поэтому общайтесь с новорожденным, как можно больше: пойте колыбельные, читайте сказки. Он должен слышать родные голоса, чувствовать прикосновения. Помогите выработать режим питания, сна. Следите за гигиеной. Кладите чадо на животик, чтобы пытался поднимать голову.
От 3 до 6 месяцев Подготовительный этап к активности опорно-двигательного аппарата. Начальная стадия речи. Развитие осязания. Способность концентрировать зрение. Улучшение слуха и способность выделять один звук на фоне остальных. К действиям, которые делали на первом этапе добавляются новые. Обращайтесь к крохе во время разговора, он должен понимать: речь адресована ему. Устанавливайте зрительный контакт. Разнообразьте ассортимент окружающих предметов и игрушек. Главное сейчас познакомить с множеством фактур, изучать на ощупь ткани. Ребенок запоминает ощущения от прикосновений. Включайте мелодичную музыку. Комментируйте действия: сейчас надо покушать, будем спать, посмотрим в окошко. Начинать подготавливать к физической активности лучше с массажа днем, гимнастики. Мама может делать манипуляции дома или посещать детского массажиста. Попросите педиатра показать, как делать правильно гимнастику.
От 6 до 9 месяцев Физическая активность, развитие артикуляционного аппарата. Расширение ингредиентов в рационе питания. Учим полезным привычкам. Родитель должен стимулировать ребенка к ходьбе. Учите звукоподражанию, воспроизводите звуки животных, указывая на них. Чистим зубки, как полагается возрасту, прививаем к купанию, мытью рук. Разговаривайте, ожидая ответа от ребенка. Задавайте ему вопросы. Сейчас он может отвечать непонятно, но в этом нет ничего плохого ― он учится.
От 9 до 12 месяцев Способность к концентрации внимания. Улучшение показателей памяти, речевых функций. Непоседливость, активность. Ребенок понимает настроение окружающих, одобрительную или неодобрительную реакцию на происходящее. Развивайте мелкую моторику ― она влияет на речевые функции. Читайте детские стишки ребенку. На первом этапе достаточно поддерживать его, давать двигаться по опорам. Многие детки любят начинать делать первые шаги, держась за кроватку, диван и все поверхности, оказывающихся в доступности. Хвалите, если что-то сделал правильно или хорошо. Кроха должен видеть ваше одобрение. Уже в этом возрасте нужно аргументированно объяснять почему нельзя что-то делать. Пример: не трогай цветок, он может упасть и пол будет грязным. Грязь ― нехорошо.

Воспитание детей от рождения до года включает множество нюансов, которые должны знать родители. Понимая, как происходит развитие младенца, вы сможете выделить приоритетные задачи. Главное, не торопить события. Не требуйте от крохи слишком многого. Некоторые папы и мамы, из лучших побуждений, пытаются научить малыша ходить, как можно раньше. Если опорно-двигательный аппарат не готов к нагрузкам, а ноги не окрепли ― это травмирует ребенка.

Читайте также:  Как разделить имущество в гражданском браке?

Не надейтесь на авось

Ошибка первая и самая важная — не ставить цель. Именно от вас в большей степени зависит, каким будет ребенок. Школа и социум, конечно, тоже сыграют свою роль, но, в основном, личность (качества, убеждения, ценности, поведение) будет формироваться под вашим влиянием (через общение, воспитание и т.д.) и определять всю его дальнейшую жизнь. Следовательно, нужно иметь четкую цель, а не просто плыть по течению. 

Чаще всего я рекомендую родителям сделать простое упражнение — написать, каким вы видите своего ребенка в 18 лет. Сначала пропишите общую цель, а потом конкретизируйте, что он должен уметь делать, насколько самостоятельным ему следует стать, какие знания, навыки, качества, ценности хорошо бы иметь? Затем повесьте этот список на видное место и каждый раз, когда вы принимаете судьбоносное решение для детской жизни, сверяйтесь с ним.

Например, моя цель выглядит так:

Я хочу, чтобы ребенок был счастлив, во-первых. Во-вторых, я хочу быть полностью за него спокоен и уверен, что в 18 лет (если я его отпускаю без единого рубля в жизнь) ничего плохого с ним не случится: у него есть все навыки и качества, он умеет правильно принимать решения, может заработать и нормально прожить без моего контроля, поддержки, помощи, денег и т.д. 

Еще один полезный прием — честно ответить себе на вопрос: для кого этот ребенок растет. Для кого вы его родили? 

  • Есть вариант «для себя». Это значит, что вы делаете его удобным для себя, чтобы он отнимал меньше вашего времени, воплощал ваши желания и оправдывал ожидания.
  • Второй вариант — «для него самого». Это значит, что вы пытаетесь сделать его самодостаточным человеком, который должен жить самостоятельной жизнью (как взрослый).

Фото: LEGION-MEDIA

Ответьте на этот вопрос, и ваше поведение сразу изменится. Это одновременно простые и страшные психологические истины. Если вы ребенка постоянно одергиваете, пытаетесь сделать послушным и дисциплинированным, это автоматически приведет к тому, что он вырастет безынициативным и зависимым от чужого мнения. Как думаете, сможет ли он построить карьеру, добиться целей и реализовать свои желания? Нет, он будет слушать маму с папой и делать, то «что для него лучше». Когда желания родителей иссякнут, получится среднестатистический человек, который ни к чему не стремится, не умеет решать проблемы (которые однозначно будут возникать) и плывет по течению. Такой ребенок похож на тепличный цветок, который сломается от любого дуновения ветра, стоит только познакомить его с реальным миром. 

Но есть и положительные стороны. Он не будет бегать, кричать, требовать, хамить, доставлять родителям сильные хлопоты и тратить их нервы. 

В каком возрасте дети самостоятельные

Стремление ребёнка к самостоятельности обусловлено природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода мы не получим взрослого человека: если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.

Степень самостоятельности ребёнка зависит от его возраста. Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью в руках мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца — это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.

Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.

Самостоятельный ребёнок ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни.

Если мы всё делаем за ребёнка, то получаем постоянные нытьё, капризы и истерики — так он выражает протест на слишком большое участие взрослого в своей жизни.

Дети должны иметь возможность двигаться и самостоятельно действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие малыша. Чем больше возможностей мы предоставляем нашим детям для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. Но поддерживаем, когда они в этом нуждаются.

Важно идти за интересами детей, но не навязывать им повседневные дела; поддерживать инициативу, но не вменять в обязанности. Тогда быт станет настолько же увлекательным, как игра.

Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание и готовность, то развитию ничто не помешает.

Почему мы должны радоваться, когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.

Ранний опыт уверенности в себе формирует характер. Малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Конечно, эти дела не будут сделаны так, как их делают взрослые, и это нормально — опыт требует ошибок. Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, больше свободного времени у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни.

Читайте также:  Как бороться с депрессией самостоятельно: 7 способов

Главный результат самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я сопричастен к делам семьи, я значим, я могу сам!»

Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?

Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.

Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.

В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.

Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Если у вас есть идея, что ваш ребенок ни на что не способный?

00:14:26 То есть, мы смотрим на детей, мы видим – это просто сопляки, которые сидят там, конфеты едят, ничего не соображают, но среди них может быть будущий президент страны. Может такое быть? Может. Таким образом, в ведические времена к детям относились очень серьезно, составлялся гороскоп, специалисты наблюдали за ним, изучали все его наклонности. И когда они замечали, на что он способен и тогда они приступали к его обучению, учитывая его личные особенности. Таким образом, не было никакого персонального подхода в образовании и к обучению детей. У нас будет целая лекция, образование детей называется. Итак, ты всегда глупый, ты на это не способен, тебе это не понять. «Папа, а можно…» «Помолчи, не влезай, куда тебе до этого еще» Да? «Ты ни на что не способный человек» Вот эта вот идея, что он ни на что не способный, дает деградацию в развитии ребенка, то есть он становится тупицей с большой буквы. Он действительно такой становится, потому что ему ничего, ему внушается, что «ты ничего из себя не представляешь» Таким образом, он вырастает совершенно не пригодным ни на что человек. И он не может принять своё решение, ему что-то какое-то решение нужно сделать, он боится, он шаг не может сделать. Потому, что он имеет заниженную самооценку с самого детства, родители его занижали.

00:15:47 Следующее, не придавать значение идеям ребенка. Третье правило, которое нужно знать. Например, мать что-то сделала, потому что ты хотел меня обмануть, и все. То есть, есть какая-то идея у мамы, её видение, или у папы этого ребенка. И все. А он говорит: «Нет, это не так». Но мать говорит: «Я знаю твою природу, ты всегда был вруном» То есть, что она делает? Она утверждает позицию, «ты всегда был вруном, я тебя знаю лучше, чем ты сам себя» Встречались с этим? Он опять пытается оправдаться, у него нет, но нет, она говорит: «Нет, мой сын всегда…» То есть, что она говорит? «Мой сын плохой», другими словами, или «моя дочь плохая». И ребенок пытается оправдаться, но оправдание даже не слушают, она говорит: «Не хочу ничего слышать» Да? «Не хочу ничего слышать, не хочу ничего понимать, не хочу с тобой общаться» другими словами, «все, я поставила на тебе ярлык – ты плохой» Точка. Вот такой ты есть на самом деле. И что происходит? И этот ребенок начинает мыслить: «Да, наверное, я плохой, мать меня не слышит, отец меня не слышит» Тогда, кого он будет слушать? Кому он будет жаловаться? Друзьям. Его друзья его будут воспитывать: «Да ты хороший парень, да ты крутыш. Давай. Ты ж крутой парень, да? Давай из рогатки по стеклу» И он это сделает. Потому что дома-то он никто. «А тут я кто. Во, видел, что я могу» И все ему: «Молодец. Крутой мужик» Давай вот теперь вот этого парня из-за этого побьем. Побили, все: «Ха, ха! Мы крутые мужики» То есть, это возникает из-за заниженной самооценки дома. То есть, дома он никто. Поэтому он так себя ведет. Ясно?

00:17:32 Но если он был, если он дома кто, если он уважаемая личность, ему скажут: «Ты что с рогаткой ходишь? Ты же уважаемый человек» Будет он ходить с этой рогаткой? Нет. Он сам себе не позволит это сделать, потому что он знает себе цену. То есть, мы должны понять, что такое достоинство, и что такое эго. Нельзя культивировать эгоизм, но достоинство нужно увеличивать в ребенке. Достоинство – это не гордость. Он не самодовольный ишак, который ходит, задравши морду к верху. Достойный человек, он означает, «Я имею культуру, я имею положение, мои родители уважаемые, и они меня уважают» И он тоже начнет всех уважать вокруг. В Индии до сих пор осталось. Если, допустим, уважаемый отец, то ребенка тоже уважают, автоматически это идет. Сын должен гордиться своим отцом, ну такая здоровая как бы гордость. То есть, он не позволит себе, как бы разрушать семейные традиции. Но не только в Индии, и в арабских странах тоже такое сохранилось. На Кавказе это сохранилось до сих пор еще, в России такое было. Фамилия да имя отчество. Что такое отчество? Чей ты сын, чей сын. То есть, это имеет значение, чей ты сын. В Америке нет отчества – это не делает им чести, это означает, они не уважают своих родителей. Вот что это означает. Что такое Том Круз? А где отец? Чей ты Том? Так, без родителей, сам по себе. Поэтому они, вот сейчас вот многие, да вот, подражают американцам там, европейцам. «Я убрал своего отца из своей жизни» Да? «Я убрал» То есть, стыдно тебе сказать, чей ты, отец? Это не делает чести людям. Поэтому нет смысла смотреть на Запад, там ничего интересного нет сейчас. Все, там деградация полная идет. На Востоке тоже деградация идет, но не так сильно, не с такой скоростью. В России посередине идет деградация, они не знают, куда же кинуться, в какую крайность. Россия вообще страна крайностей, Сатурн управляет этой страной. Водолей, крайность, то в одну сторону, то в другую.

Любите себя и свою семью

Ключевой момент, который затрагивает все приемы воспитания успешного ребенка, – это работа с собой. Если вы эмоционально неустойчивы, не любите себя, не заботитесь о себе, сколько бы вы не занимались ребенком, успешным и счастливым ему стать будет очень сложно. Поэтому, конечно, в первую очередь начните с себя. Если есть проблемы в семье, старайтесь разрешить их. Если есть трудности с принятием себя, поработайте с психологом, уделяйте время своим желаниям и амбициям. Как только ребенок будет ощущать здоровую и любящую обстановку в семье, видеть реализованных и счастливых родителей, он просто «обречен» быть успешным во взрослой жизни.

Текст:

Поделитесь постом с друзьями!

Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.