4 группы причин суицидального поведения подростков

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Профилактика подросткового суицида

Психологи рекомендуют предотвращать самоубийство абсолютной занятостью. Подросток должен занимать место в социуме и отвечать за определенный предмет, действия и результат. Актуальный терапевтический прием – это вовлечение в активную жизнь. Ребенок должен научиться понимать и различать: где положительная сторона, а где отрицательная.

Если родители начнут понимать, что подросток – это взрослый человек с несформировавшейся психикой, и важно ощутить себя на его месте, тогда число подобных случаев уменьшится в разы.

Причины суицидального поведения

Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка

У взрослых людей подобные наклонности проявляются на фоне изоляции, потери взаимопонимания с родными и близкими. Нередко это происходит по внешним причинам: бракоразводный процесс, потеря близкого человека, а также на фоне дезадаптации. Больной чувствует себя беспомощным, безнадежным, он стыдится себя, полностью утратив достоинство и самооценку. Имеют место и проблемы со здоровьем: психическим и физическим.

У детей проявление подобных признаков происходит на фоне постоянных ссор между родителями. Ребенок считает себя виновником таких событий, думая, что родительская проблема решится, если его не станет. Среди подростков девиантное поведение зарождается вследствие буллинга, травли в школе сверстниками, непризнания и унижений его учителями, а также наставниками, например, в спортивном кружке.

Читайте также:  Влияние информационных технологий на психику

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться. Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса. На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации. Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации. Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

Читайте также:  Брачный аферист: признаки альфонса-мужчины

Заключение

Суицид детей и подростков не случаен. Самоубийство, как непрерывный процесс, продумывается и подготавливается. На подготовку к суициду может отводиться от нескольких дней до месяцев. Подросток, не смотря на повышенную конфликтность в переходный период, тянется к взрослым, ищет помощи, поддержки и сопереживания. Последней точкой становится безразличие родителей, невнимание близких людей.

Провоцирующий фактор в развитии суицида у детей в большей части случаев находится в семье. Психотравмирующими ситуациями могут являться конфликтные взаимоотношения между членами семьи, асоциальное поведение родителей, невозможность самостоятельно разрешить конфликт.

Так, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным, не видит смысла в своём дальнейшем существовании. Имеют значение и эмоциональные всплески, и физические недостатки подростка, и неблагоприятное влияние компании сверстников, и неверное представление о смерти.

В борьбе с суицидальным поведением подростков должны принимать активное участие не только родители, но также другие специалисты различных профилей. Социально-педагогическая составляющая должна быть направлена на обучение подрастающего поколения общению со сверстниками и взрослыми людьми, формированию позитивного видения своего будущего.

Медицинские работники в любой момент готовы прийти на помощь в решении сложной жизненной ситуации, особенно когда человек находится на грани выбора между жизнью и смертью.

Основное направление в лечении предпосылок и последствий незавершённого суицида – психотерапия. Психотерапевт подбирает метод лечения индивидуально, исходя из сложности психотравмирующей ситуации и особенностей личности человека. При необходимости к лечению может подключаться медикаментозная терапия.

Лечение проводится такими группами препаратов как антидепрессанты, транквилизаторы, антипсихотики. Длительность терапии зависит от количества эпизодов суицидального поведения в анамнезе, выраженности эмоциональных нарушений.