Аудиограмма слуха – ход процедуры и результаты

Результаты аудиометрии отображаются в графике – аудиограмме. На нем можно увидеть кривые, демонстрирующие минимальную интенсивность звуковых колебаний с конкретной частотой, которые способно улавливать ухо пациента. Расшифровка результатов выполняется врачом-сурдологом. Он определяет тип нарушений, причину тугоухости, выявляет отдел, где возникли отклонения.

В чем смысл речевой аудиометрии?

  • Врач применяет различные речевые тесты, используя свою разговорную речь с различными тональными вариациями (меняется громкость его голоса).
  • Определяется, насколько хорошо пациент может различать произнесенные вслух слова с разной степенью громкости.

Во время речевой аудиометрии специалист использует простые слова, которые легко воспринимаются с помощью органов слуха. Методика речевой аудиометрии также нужна для анализа качества работы слуховых приборов.

Несмотря на высокую эффективность, речевая аудиометрия имеет некоторые недостатки. К примеру, выявить степень утраты функциональных возможностей органов с ее помощью невозможно.

Виды исследования

  • Речевая. Выполняется с помощью разговорной речи и помогает определить, как хорошо человек слышит обращенную речь, разбирает ее на разных уровнях громкости. Зачастую способ используется для того, чтобы понять, насколько эффективен слуховой аппарат.
  • Тональная. Определяет предел чувствительности к волнам разной частоты. Также помогает выявить порог дискомфортного уровня звука, который способен выдерживать человек. Проводится при надевании наушников, в которые поочередно подается звуковой сигнал. Как только пациент слышит звук, нужно нажать на кнопку. По результатам составляется аудиограмма, позволяющая оценить, насколько слух пациента отличается от нормы на заданных частотах.
  • Компьютерная. Проводится во время сна. Электроды закрепляются на голове, а в ухо подаются сигналы на разных частотах, а программа регистрирует реакцию зон мозга и на ее основании составляет аудиограмму.
  • In situ. Определяется совместимость слухового аппарата и осуществляется его точная настройка.

Исследование назначают в следующих случаях:

  • при воспалительном процессе в среднем ухе;
  • при различных степенях тугоухости;
  • при выборе слухового аппарата;
  • при оценки успешности лечения заболеваний, влияющих на слух.

Что такое Аудиометрия?

Аудиометрия — определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач сурдолог. Точное исследование проводят с помощью аудиометра, но иногда может проводиться проверка с применением камертонов. Результатом тестов является аудиограмма, по которой отоларинголог может диагностировать потерю слуха и различные болезни уха.

Тональная аудиометрия

Исследование — позволяющее оценить порог слышимости (в децибелах) типовых частот. Тестирование проводится на типовых частотах в диапазоне (125-8000 Гц). Для полной проверки слуха, во всём диапазоне частот — применяется тестирование в расширенном частотном диапазоне (125-20 000 Гц). Типовые частоты (125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 750, 800, 1000, 1250, 1500, 1600, 2000, 2500, 3000, 3150, 4000, 5000, 6000, 6300, 8000, 9000, 10 000, 11 200, 12 500, 14 000, 16 000, 18 000, 20 000 Гц).

Речевая аудиометрия

Проводится для выявления качества распознавания человеческой речи на различных уровнях звука (в децибелах).

Тональная аудиометрия.

Оценка слуха при помощи специальной аппаратуры – это обычная процедура, проводимая врачом-сурдологом. В большинстве случаев устройство представляет собой кабину, которая полностью изолирована от внешних звуков. Сначала Вам предложат надеть наушники для того, чтобы исследовать так называемую воздушную проводимость. При этом аудиометрия для каждого уха проводится отдельно. В наушники подаются звуки различной частоты и громкости. Перед Вами будет находиться кнопка, на которую вам нужно нажать, если Вы что-то услышите.

После этого изучается так называемая костная проводимость. К черепу, чаще всего за ухом, фиксируется специальное приспособление, которое будет передавать звуковые вибрации прямо во внутреннее ухо, минуя слуховой проход. После этого исследование заканчивается.

Результаты

Сравнение порогов слуха, полученных при регистрации ASSR ММ, с порогами слуха на основных речевых частотах (0,5, 1, 2 и 4 кГц) по данным психоакустических тестов отражено в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что пороги ASSR ММ теста наиболее близко приближаются к субъективным порогам слуха при глубокой степени тугоухости (глухоте), а при потере слуха слабой и средней степени (I–III степень тугоухости) разница между порогами ASSR ММ теста и поведенческими порогами слуха увеличивается.

Средняя разница между порогами слуха, полученными с помощью психоакустических методов и ASSR ММ, отражена в таблице 2.

Полученные значения демонстрируют достоверную сильную положительную корреляционную связь (p<0,001) (рис. 2).

При регистрации ASSR ММ и сравнении этих данных с результатами поведенческого тестирования оказалось, что на частоте 500 Гц разница составила менее 15 дБ у 30,92% детей, от 15 до 30 дБ — у 51,32% детей, более 30 дБ — у 17,76% детей; на частоте 1000 Гц 46,71% пациентов имели разницу до 15 дБ, 43,42% детей — от 15 до 30 дБ и 9,87% детей — более 30 дБ. На частоте 2000 Гц разница между порогами составила менее 15 дБ у 52,63% детей, от 15 до 30 дБ — у 40,13% детей, более 30 дБ — у 7,24% детей; на частоте 4000 Гц менее 15 дБ — у 56,58% детей, от 15 до 30 дБ — у 38,16% детей, более 30 дБ — у 5,26% детей.

Результаты регистрации Chirp-ASSR у 40 детей (80 ушей) отражены в таблице 3. Полученные коэффициенты корреляции (rs) показали достоверно бóльшую положительную корреляционную связь между порогами слуха, полученными методом регистрации Chirp-ASSR, и поведенческими порогами слуха, чем между ASSR ММ и поведенческими порогами слуха (p<0,001).

Корреляционная зависимость между порогами слуха, полученными с помощью поведенческих тестов, и порогами слуха, полученными методом регистрации Сhirp-ASSR, отражена на рисунке 3.

Наиболее сильная корреляция порогов при регистрации Сhirp-ASSR и приближение к поведенческим порогам слуха наблюдалась на частоте 2000 Гц, коэффициент корреляции составил 0,88 (p<0,001).

При регистрации ASSR ЗП разница между субъективными и объективными порогами в зависимости от частоты варьировала от 0 до 35 дБ, при этом во всех случаях отмечалась значимая корреляция между поведенческими и электрофизиологическими порогами, составившая у взрослых от rs=0,75 до rs=0,95 (p<0,05), а у детей от rs=0,55 до rs=0,95 (p<0,05). Максимальная разница между поведенческими порогами и ASSR ЗП отмечалась на частоте 500 Гц (среднее значение — 15,6 дБ), а минимальная — на частотах 2 и 4 кГц (средние значения 8 дБ и 7 дБ соответственно).

Как правильно расшифровать аудиограмму

Как правильно читать и расшифровывать график и таблицу аудиограммы

Признание проблемы и осознание необходимости предпринять какие-либо действия для улучшения ситуации – полпути к её успешному решению.

Это касается и проверки слуха. У обычного человека эта потребность не возникает, пока определённые обстоятельства не начнут прозрачно намекать на это.

Да и этого бывает недостаточно, ведь многие люди откладывают поход к специалисту, не смотря на симптомы и рекомендации людей, которым они не безразличны, до наступления критического момента.

Читайте также:  Насморк: от ринита до гайморита. Причины, лечение, профилактика

Проще говоря – идут, когда становится невмоготу.

Как правильно расшифровать аудиограмму

А ведь тестирование слуха – очень простая, безболезненная и не занимающая много времени процедура. Результатом такого обследование является аудиограмма. Это своеобразный график, дающий представление о состоянии слуха.

Для несведущего человека это будет всего лишь непонятным набором линий, символов и цифр. Но человек, умеющий расшифровывать аудиограмму, будет иметь чёткое представление о развитии снижения слуха. Так же эти данные послужат отправной точкой для специалиста по слухопротезированию при подборе оптимального вида слухового аппарата для пациента.

Цели обследования

Аудиометрия, проводимая врачом-сурдологом, ставит перед собой цель выявить нарушение слуха. Тестированию подвергается каждое ухо в отдельности. С помощью аппарата «аудиометра» или же набора камертонов определяется слуховая чувствительность уха к разночастотным волнам. Так же выявляется порог слышимости – самый тихий звук, который способно уловить ухо хотя бы в 1 из 2 воспроизведений.

Поэтому не стоит удивляться, если в ходе проверки у вас возникло ощущение пропущенных сигналов. Данная процедура делает акцент на количественную составляющую услышанных звуков для измерения остаточной слуховой способности.

График результатов исследования слуха

Типичная аудиограмма

Взглянув на результаты исследования – аудиограмму, человек увидит график с двумя осями.

  • Горизонтальная ось. Она отображает диапазон проверяемых частот. Нижняя граница находится на показателе 250 Гц, а верхняя, как правило, 8000Гц. Такой выбор обусловлен попаданием большей части человеческой речи в диапазон от 250 Гц до 6000 Гц. Кстати гласные звуки располагаются на нижних частотах, а вот согласные «разместились» ближе к высоким.
  • Вертикальная ось. Она отображает уровень интенсивности звука. Показатель начинается с -10 дБ (децибел) и увеличивается сверху вниз. Отрицательное и нулевое значение не говорит об отсутствии звука. 0 дБ – является самым мягким уровнем звука, воспринимаемого человеком с нормальным и здоровым слухом. Нормой для взрослого человека считается распознавание сигналов от 0 до 25 дБ во всём диапазоне частот. Те же показатели для детей разместились от 0 до 15 дБ.
Как правильно расшифровать аудиограмму

Значение символов

При чтении аудиограммы важно помнить, что показатели для правого уха отмечаются красным цветом, а для левого соответственно синим. Тестирование можно разделить на 2 вида:

  • Тестирование воздушной проводимости. Исходя из названия, становится ясно, что звук будет проходить через воздушное пространство. В данном случае – воздух ушного канала. Источником сигнала являются наушники. Результаты такого тестирования для парового уха отмечаются символом «О» (красным), а для левого символом «Х» (синим).
  • Тестирование костной проводимости. В данном методе источник сигнала располагается за ухом. Он передаёт звуковой сигнал по средствам вибрации сосцевидного отростка. Результаты для правого уха отмечаются символом «[», а для левого «

Степени снижения слуха

Затруднение восприятия речи и окружающих звуков зависит от степени снижения слуха. Степень снижения слуха по пороговой тональной аудиограмме вычисляют как среднее арифметическое порогов слышимости воздушно-проведенных тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.

Степени снижения слуха

Минимальное снижение слуха 16-25 дБ

Рисунок 3. Аудиометрия. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при минимальной степени снижении слуха.

Степени снижения слуха

Затруднено восприятия тихой речи в шуме. Минимальное снижение слуха в детском возрасте приводит к затруднению восприятие речи. При средних порогах слышимости 16 дБ ученики не получают до 10% речевой информации, если учитель находится на расстоянии более 1 метра. При средних порогах слышимости 20-25 дБ возникают проблемы с распознаванием речевых звуков с, ч, ф.

Легкое снижение слуха 26-40 дБ

Степени снижения слуха

Рисунок 4. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при легкой степени снижении слуха.

Затруднено восприятия тихой или удаленной речи в тишине и шуме. Обычная разговорная речь слышна в тишине, но в шуме разборчивость речи ухудшается. Шепотная речь не слышна. Легкая степень снижения слуха в детском возрасте приводит к тому, что дети не получают 25-40% речевой информации, плохо различают согласные звуки, напрягаются при слушании и быстро устают, производят впечатлениие рассеянных. Могут развиваться дефекты произношения, снижаться успеваемость в школе.

Степени снижения слуха

Среднее снижение слуха 41-55 дБ

Рисунок 5. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при средней степени снижении слуха.

Степени снижения слуха

Разговорная речь слышны на небольшом расстоянии от говорящего, восприятие речи в шуме значительно ухудшается. Тихие звуки и шепотная речь не слышны. У детей средняя степень тугоухости приводит к потере 50-100% речевой информации в зависимости от условий слушания, дети могут понимать простые фразы со знакомыми словами на расстоянии до 1-1.5 метра. Для понимания речи дети используют зрительную информацию (чтение с губ), словарный запас беден, речь искаженная, голос монотонный, многие согласные произносятся неправильно.

Степени снижения слуха

Тяжелое снижение слуха 56-70 дБ

Рисунок 6. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при тяжелой степени снижении слуха.

Степени снижения слуха

Слышна громкая разговорная речь на близком расстоянии от уха. Дети со снижением слуха 55 дБ теряют 100% речевой информации; могут различать громкую речь на расстоянии до метра; речь не развивается.

Читайте также:  Статьи: Современное лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни

Глубокое снижение слуха 71-90 дБ

Степени снижения слуха

Рисунок 7. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при глубокой степени снижении слуха.

Слышна очень громкая речь у самого уха, различают громкие звуки на расстоянии 30- 50 см от уха.

Степени снижения слуха

Глухота

Рисунок 8. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при глухоте.

Степени снижения слуха

При глухоте средние пороги слышимости превышают 90 дБ ПС. В некоторых случаях глухоты могут быть слышны громкие звуки, крик у ушной раковины. При клинической глухоте слуховые пороги не определяются при стимуляции уровнем звукового давления 120 дБ ПС, реакция на звуковые стимулы отсутствует. Слухоречевое общение невозможно.

Для чего проводится аудиометрия

Основной целью, которую преследует аудиометрия, является замер слуха. Использование данной методики позволяет осуществлять измерение, как воздушной, так и костной проходимости. После окончания процедуры аудиометрии специалист получает результаты в виде аудиограммы. На основании такого результата можно диагностировать разнообразные степени недугов, связанные со слухом.

Важно знать! Слух – это очень важный орган, при заболеваниях которого человек частично или полностью лишается возможности слышать любые звуки.

Для того чтобы исключить возникновение серьезных патологий органов слуха, рекомендуется периодически проводить исследование. При помощи такого вида исследования, как аудиометрия, удается определить начало признаков потери слуха. При своевременном диагностировании нарушений можно предотвратить возникновение серьезных нарушений и патологий. Какие бывают виды аудиометров, узнаем более детально.

Частотный диапазон слуха

Нормой для человека считается способность воспринимать звуки в частотном диапазоне от 20 до 20000 Гц. Звуки, частота которых выше 20000 Гц, называются ультразвуки, ниже 20 Гц – инфразвуки. Человек может воспринять ультразвук только если его источник приложить к костям черепа – это свойство иногда используется при диагностике нарушений слуха.

Подходя к исследованию слуха, звуковой частотный диапазон принято условно делить:

на низкие частоты — до 500 Гц;

Частотный диапазон слуха

на средние частоты — 500—3000 Гц;

на высокие частоты — 3000–8000 Гц;

на сверхвысокие частоты — выше 8000 Гц

Компьютерное исследование

Наиболее точным способом обследования тугоухости является компьютерная аудиометрия. Она проводится на современном ультраточном оснащении. При проведении процедуры посетитель должен быть в состоянии сна. К его уху крепят электрод, который подает разночастотные сигналы. Приемниками, прикрепленными к голове, фиксируется реакция мозга. Информация, поступающая в компьютерную систему, является основой автоматической аудиограммы.

Степень костной/воздушной проводимости фиксируется на аудиограмме разными линиями. Зазор между линиями является костно-воздушным интервалом. С помощью этого показателя определяются нарушения слуховой функции. К примеру, увеличение расстояния свидетельствует о развитии отосклероза, отита.