Петр поппера

Карл Раймунд Поппер
Karl Raimund Popper

К. Поппер, близ 1980 года
Имя при рождениинем. Karl Raimund Popper
Дата рождения28 июля1902(1902-07-28)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти17 сентября1994(1994-09-17)[1][2][…](92 года)
Место смерти
СтранаАвстро-Венгрия Австро-Венгрия(1902—1918)
Австрия(1918—1938)
Апатрид(1938—1945)
Новая Зеландия Новая Зеландия(резидент в 1937—1946)
Великобритания Великобритания(1945—1994)
Учёная степеньдоктор философии (PhD) по философии (1928)
Учёное званиепрофессор
академик
Альма-матер
Язык(и) произведенийанглийский[1]
Школа/традициякритический рационализм
Основные интересыэпистемология, приспособленность, философия науки, логика, политическая философия, социальная философия, источник жизни, квантовая механика
Значительные идеиоткрытое общество, фальсифицируемость
Оказавшие влияниеСократ, Ликофрон, Аристотель, Декарт, Шопенгауэр, Табличка, Гегель, Кьеркегор, Эйнштейн, Венский кружок
Испытавшие влияниеДжозеф Агасси, Джордж Сорос
ПремииПремия Соннинга (1973)
Премия Алексиса де Токвиля за гуманизм (1984)
Премия Киото (1992)
Награды
Член Лондонского королевского общества (1976)
Карл Поппер в Викицитатнике
 Карл Поппер на Викискладе

В Википедии поглощать статьи об других людях с фамилией Поппер.

Сэр Карл Раймунд По́ппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля1902 — 17 сентября1994) — австрийский и британскийфилософ и обществовед . Один изо самых влиятельных философов науки XX столетия[5][6]. Поппер как никогда известен своими трудами до философии науки, а равным образом социальной равно политической философии, в которых он критиковал классическое взгляд научного метода, а вот и все энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, в надежде сделать возможным процветание открытого общества.

К. Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма. Некто описывал свою позицию следующим образом: «Я могу промахнуться , а ваш брат можете бытовать правы; сделаем усилие, равным образом мы, что , приблизимся для истине»[7].

Биография[править | управлять код]

Ранние годы[править | направлять код]

Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 лета в Вене в семье юриста изо Богемии Симона Зигмунда Карла Поппера да Дженни Шиф. Родители были еврейского происхождения, но приняли лютеранство ещё до рождения сына[8]. Его отец работал профессором полномочия в Венском университете, интересовался проблемами философии, социологии равно политологии, имел обширную библиотеку и почасту обсуждал не без; сыном социальные и политические вопросы[5]. Вследствие этому Карл уже на юном возрасте ознакомился от многочисленными трудами по классической философии, следовательно также от работами до социальной философии таких мыслителей, как Ко . Маркс, Ф. Энгельс, Ко . Каутский, Э. Бернштейн да других[9].

В 1918 году он поступил в учреждение Вены, идеже изучал математику и теоретическую физику, возле этом продолжая интересоваться философией самостоятельно. Ещё в юности мать привила Попперу склонность к музыке; в 1920—1922 годах Поппер всерьёз задумался о книжка, чтобы сложение музыкантом. Дьявол присоединился ко «Обществу частных концертов» Же. Шёнберга да год обучался в Венской консерватории, да посчитал себя недостаточно способным и прекратил занятия музыкой, однако интереса к ней окончательно отнюдь не утратил; выбрал историю музыки как лишний предмет вот время экзамена на докторскую степень.

С 1921 соответственно 1924 бадняк К. Поппер осваивал профессию краснодеревщика. На тот но период дьявол работал волонтёром в детских клиниках Потом. Адлера, идеже познакомился не без; ним собственной персоной. Наблюдая вслед за методиками Адлера, Поппер усомнился в эффективности психоанализа равно в претензиях подобных теорий на ученость . После изучения трудов З. Фрейда равно А. Эйнштейна, Поппер заинтересовался, чем доктрины К. Маркса, З. Фрейда и Ан. Адлера отличаются от таких признанно научных теорий, равно как, например, доктрина относительности Затем . Эйнштейна[7]. На дальнейших работах этот задание станет основой принципа фальсифицируемости, или критерия Поппера.

В 1925 году, по окончании университета, Поппер женился бери Жозефине Анне Хеннингер да получил дипломная работа преподавателя математики и физики в гимназии. После что такое? преподавал математику и естественные науки во средней школе[10]. В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию соответственно философии возьми тему методологии когнитивной психологии[11].

Переезд на Новую Зеландию[править | вести код]

Вместе от ростом популярности нацизма во Австрии рос и степень антисемитизма. Да Поппер, помня о своём еврейском происхождении[12][13], решил побросать страну. Дьявол узнал насчёт вакансии лектора в одном из университетов Новой Зеландии и на начале 1937, получив позиция преподавателя, иммигрировал туда. Из 1937 сообразно 1945 година Поппер работал преподавателем философии в университете Кентербери, Новая Зеландия[12].

Когда Поппер прибыл в Новую Зеландию, некто уже был достаточно известный в Европе, однако что до нём чуть-чуть кто слышал в этой части света. В результате положение Поппера в университете было двойственным: с одной стороны, возлюбленный был во полной безопасности, а из другой — его авторитет после поначалу был минимальным, ему пришлось приниматься с паче низких, нежели имелись у его в меньшей степени известных во мире коллег, позиций. Да всё но со временем Поппер получил признание равным образом в Крайстчёрче, став одним из самых влиятельных равным образом обсуждаемых преподавателей университета[14].

Поздние годы равно переезд во Великобританию[править | править код]

В 1945 году Поппер получил британское гражданство и на январе 1946 года переехал в Лондон, где вместе с 1946 лета до середины 1970-х был профессором логики и деканом факультета философии, логики равным образом научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук. На 1964 году он был посвящён на рыцари[15]. На 1976 году Поппер стал членом Лондонского королевского общества[16], в 1982 он был награждён Орденом Кавалеров Почёта. Он равным образом получил премию Алексиса Токвиля (1984) равно премию Киото (1992).

Карл Поппер скончался 17 сентября 1994 во лондонском районе Кройдон. Его жена Жозефина умерла раньше, во 1985 году.

Основные идеи[править | выправлять код]

Эпистемология[править | править код]

Основная статья: Критический рационализм

Карл Поппер внёс немалый вклад на разработку принципов научного багаж и стал основоположником критического реализма. На своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Возлюбленный считал, в чем дело? истина объективна, а знакомство носит проблематический характер, может быть подвержено ошибкам равно должно без устали пересматриваться (принцип фаллибилизма)[5][7][10].

Критический реализм появился как поползновение Поппера хлопнуть философские проблемы демаркации (отделение научного умственный багаж от ненаучного) и индукции (допустимость индуктивных суждений изо опыта). Поппер был наслышан с решением проблемы демаркации членами Венского кружка (представители логического эмпиризма) — верификационизмом, как один которому значение имеют как только проверяемые иначе верифицируемые суждения. В груз этому принципу Поппер выдвинул принцип фальсификационизма, согласно которому теория является научной, кабы существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если если ёбаный эксперимент ещё не был поставлен[7][10].

Проблему индукции, сформулированную Юмом, пытался решить ещё И. Выпушка, который считал допустимыми индукцию из опыта, поскольку куверта, согласно Канту, обладает истинной априорной интуицией о реальном мире, посему ему удаётся построить такие истинные теории, как личность Ньютона. Да и то , после выхода в сверкание работ Эйнштейна по теории относительности, каста философская блок пошатнулась. Поппер предложил своё решение этой проблемы. со одной стороны, он вдогон за Кантом утверждал, что такое? наши теории о мире формулируются a priori, из другой стороны, он отнюдь не считал, в чем дело? эти теории истинны. Ведь есть, на отличие через Юма, Витгенштейна и членов Венского деньги, Поппер далеко не считал, зачем учёные общий используют индукцию из опыта для построения теорий. Сильнее того, соответственно Попперу научное знание суммарно не нуждается в обосновании, поскольку что бы ни обоснование потребует либо чего-либо для собственного обоснования, либо мы должны принимать его как аксиому, которая безвыгодный нуждается во обосновании. Посему, как считал Поппер, спрашивать обоснования с целью научного знания — иррационально[7].

Поппер утверждал, что такое? научное разумение рационально безграмотный из-за наличия обоснования, ан из-за того, что автор способны негативно его исследовать. В своей работе «Логика научного исследования» (нем. Logik der Forschung) Поппер указывал получай то, в чем дело? научное информированность появляется малограмотный из-за появления новых обоснований, а с подачи критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем. По мере рассмотрения потенциально бесконечного множества теорий, которые являются решением заданной проблемы, и последующего опровержения другими словами фальсификации сих теорий одной за одной и рационального выбора изо оставшихся (ещё не фальсифицированных), происходит увеличение новых научных знаний равно появление новых проблем[5][7].

Гносеология[править | вести код]

В гносеологическом аспекте Поппер придерживался реализма. В своих поздних работах он выдвинул гипотезу трёх миров:

  1. мир физических объектов и состояний
  2. мир психических да ментальных состояний сознания
  3. мир объективного знания (сюда входят материя научных гипотез, литературные произведения и прочие не зависящие от субъективного восприятия объекты).

Мир физических объектов взаимодействует от миром психических состояний, потом тот порождает мир объективного знания, что не зависим от своих создателей. Таким образом, понимание по Попперу не зависит от познающего субъекта[5][7][10].

Социальная теория[править | править код]

Основная статья: Открытое общество

Свой острый подход Поппер также применял и для социальным наукам. Так появилась идея открытого общества — общества, в котором индивиды могут свободно пропесочивать действия своего правительства. Во таком обществе правительство гарантирует индивидам такую возможность, напротив неудовлетворительные политические программы элиминируются так но , как да фальсифицированные научные теории. На таком обществе индивиды свободны от различных табу равно принимают решения исходя изо достигнутого во результате договорённости консенсуса. Политическая элита на таком обществе не имеет неограниченной руководство и может быть отстранена без кровопролития[5][17].

В своих работах «Открытое общество равным образом его враги» и «Нищета историцизма» Поппер критиковал те социально-политические концепции, которые спирт называл историцизскими. К таким концепциям некто относил марксизм и влечение, которые пытались предсказать прогресс общества в согласии придуманными ими законам. Поппер же считал, что таких законов блистает своим отсутствием (он был историческим индетерминистом), а община формируется безграмотный этими законами, а суммой действий всех индивидов. Поппер утверждал, что-то поскольку суд накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достанет гибкой, дабы правительство могло плавно выменивать свою политику. В силу этого братство должно оказываться открыто на множества точек зрения равным образом культур, так есть располагать признаками плюрализма и мультикультурализма[5][7].

Реформы, в соответствии с Попперу, должны проводиться пошагово, для решения конкретных проблем и во благовремении корректироваться во зависимости через результата их применения. Эту методологию, которую Поппер назвал социальной инженерией (противопоставляя её социальному прожектёрству), использовали многие европейские страны для проведения своих реформ во 2-й половине XX века[5][10].

Критика[править | выправлять код]

Ряд учёных, не согласных с идеями Поппера, попытались доказать оный факт, сколько принцип фальсифицируемости не может быть узловой методологической единицей при обсуждении вопросов подтверждения, проверки равно опровержения теорий.

Так, Т. Кун отмечает, что пользу кого выбора средь конкурирующими научными теориями одной лишь опытной проверки слабо. Кроме опыта, важными компонентами научного творчества являются проницательность, психология равно философские соображения. Эталон для того построения научной теории называется парадигмой. Идея научных революций заключается никак не в смене одной фундаментальной теории видоизмененный под влиянием новых фактов, а во смене научных парадигм[18].

М. Бунге отвергает постпозитивистскую философию на основе следующих аргументов: факты неграмотный являются первичными, а получаются и интерпретируются с через теории; научные теории имеют дело никак не с самими наблюдаемыми явлениями, а просто-напросто с их идеализированными моделями; проверяемые предложения часто далеко не являются следствием единственной теории, а следуют из теории в сочетании с дополнительными предположениями, которые также должны проверяться опытным путём. Одной лишь эмпирической проверки научной теории малоубедительно. Кроме эмпирической проверки, необходима метатеоретическая ревизия (внутренняя логическая непротиворечивость, присутствие следствий, присутствие процедуры перехода от ненаблюдаемых к наблюдаемым), интертеоретическая инспекция (согласованность теории с другими теориями, ранее получившими признание), философская наблюдение (соответствие теории определённой философии)[19].

Существует и так называемая критика идей постпозитивизма «слева». Впервые очное столкновение посредь Поппером да неомарксистами приключилось в 1961 году. О ту пору на конгрессе «Логика социальных наук»[20] от Поппером дискутировал Адорно. Спич шла относительно применимости попперовских критериев ко гуманитарным наукам. Однако идеи отказа тралить целую картину мира равным образом общество на частности, предложенные Поппером, критиковались и на более ранних трудах представителей Франкфуртской школы. В частности, в программном произведении М. Хоркхаймера «Затмение разума[en]».

См. также[править | править код]

Примечания[править | руководить код]

Библиография[править | править код]

Работы Карла Поппера[править | корректировать код]

  • Логика исследования (Logik der Forschung, на рус. переводе «Логика равным образом рост научного знания»), — 1935
  • Открытое общество равно его враги (The Open Society and Its Enemies), т. 1, — 1945, Нитка
    • второе напечатание (переработанное) — 1952
    • третье издание (переработанное) — 1957
    • четвёртое сборник (переработанное) — 1962
    • пятое издание (переработанное) — 1966
    • репринт — 1969, 1973, 1977, 1980, 1986, 1991
  • Нищета историцизма (The Poverty of Historicism), — 1957
  • Предположения равно опровержения: умножение научного познания (Conjectures and Refutations: The Growth of Scientific Knowledge), — 1963
  • Открытое ассоциация и его враги (The Open Society and Its Enemies), т. 2, — 1965
  • Объективное знание: вторичный подход (Objective Knowledge: An Evolutionary Approach.), — 1972
    • второе издание (исправленное и дополненное с которого сделан совдеповский перевод), — 1979
  • Постскриптум к «Логике научного открытия» (Postscript to the Logic of Scientific Discovery), т. 1 — 3, — 1982
  • Неоконченный поиск: интеллектуальная авторезюме (Unended Quest: An Intellectual Autobiography), — 1992
  • Реализм и мишень науки. — В кн.: Современная правила науки: опытность, рациональность, сокровище в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. — М., Мысль, 1996. — 2-е изд. — 400 с. — Тираж 6000 экз. — ISBN 5-88439-061-0. — со. 92-105.

Литература об К. Поппере[править | распоряжаться код]

  • Бегиашвили Но. Ф. Карл Поппер — «критик» Маркса // Вопросы философии. — 1958. — № 3. — С. 51—57.
  • Овчинников Н. Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX века // Вопросы философии. — 1992. — № 8. — С. 40—48.
  • Овчинников Н. Ф. Об интеллектуальной биографии Поппера // Вопросы философии. — 1995. — № 12. — Не без; . 35—38.
  • Malachi Haim Hacohen. Karl Popper — The Formative Years, 1902–1945. Politics and Philosophy in Interwar Vienna. — Cambridge University Press, 2002. — С. 626. — ISBN 9780521890557.
  • Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Шуровка Витгенштейна. Рассказ десятиминутного азигота между двумя великими философами / Пер. с англ.Е. Канищевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 352 с — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). — ISBN 5-86793-332-6
  • Sir Karl Raimund Popper, C. H., F. B. A. 28 July 1902—17 September 1994 / Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society 1997 vol 43 pp 367-409, plate, by David Miller [присутствует совершенный список библиографии]  (англ.)

Ссылки[править | править код]

Надгробный скала на могиле Карла Поппера
  1. 123data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.

    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q20666306"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>

  2. 12Karl Raimund Popper — 1834.

    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2985434"></a>

  3. 12Encyclopædia Britannica

    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>

  4. ↑Поппер Карл Раймунд / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>

  5. 12345678Karl Popper // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  6. Ian Charles Jarvie, Karl Milford, David W. Miller. Karl Popper: Life and time, and values in a world of facts. — Ashgate Publishing, Ltd., 2006. — С. 1. — ISBN 0754653757.
  7. 12345678К. Поппер // Энциклопедия «Кругосвет»
  8. ↑Biographie von Sir Karl Popper
  9. ↑К. Поппер «Логика равным образом рост научного знания» 1983 — от. 8—11
  10. 12345Карл Раймунд Поппер // Новая философская энциклопедия
  11. ↑formative, 2002, со. 57.
  12. 12Поппер Карл Раймунд, сэр — статья изо Электронной еврейской энциклопедии
  13. ↑Karl Popper — The Formative Years, 1902—1945
  14. ↑Popper, Karl Raimund // Encyclopedia of New Zealand
  15. ↑К. Поппер // Кацапка геополитическая энциклопедия — 2010
  16. ↑Popper; Sir; Karl Raimund (1902 - 1994)  (англ.)
  17. ↑ПОППЕР (POPPER) Карл Раймунд // Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Умозрительный Дом. Следовательно. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, В рассуждении. В. Терещенко. 2003.
  18. Томас Кун Структура научных революций — М., АСТ, 2003. — с. 605 — ISBN 5-17-010707-2
  19. M. Bunge Theory Meets Experience // Mind, Science and History — Al., 1970. — p. 138—165
  20. ↑«Логика социальных наук»
591 5 712
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: